В России работают 575 независимых театров, из них – 234 находятся вне двух столиц. Эти команды осуществили в общей сложности 4 тысячи постановок в 865 видах и жанрах. Таковы результаты исследования, проведенного Лабораторией будущего театра ГИТИСа.
Как пояснил Григорий Заславский, ректор ГИТИСа и руководитель лаборатории, речь идет о театрах, в которых среди учредителей нет государственных или муниципальных органов власти и учреждений. Кроме того, это коллективы, которые регулярно показывают спектакли за деньги (в том числе антреприза).
- С учетом театров в РФ большие проблемы: разница в сотни единиц. Источник: thefuturelab.ru
Да, жанры частные театров, с одной стороны, сверхбогаты (Олег Иванов, куратор исследовательских проектов лаборатории вспомнил такой: «латентная буффонада и концерт с аккордеоном в виде пародии на современный культ ролевых игр в сексуальных отношениях»). С другой стороны – крайне консервативны. Если нарисовать «облако» авторов, то самыми крупными буквами на нем будут имена: Андерсен, Пушкин, Перро, Чехов. А из названий – чеховская «Чайка»
Сергей Петрейков, главный режиссер театра «Квартет И» не видит в использовании джентельменского набора большого достижения. Зрителю предлагают знакомое название, ждать небанальной постановки в частном театре в глубинке тоже не приходится.
Ему возразил Заславский: не факт, что в столицах спектакль по классической пьесе станет откровением. Зато в этом случае частные театры взяли на себя ту роль, которую играли при советской власти театры юных зрителей (ТЮЗы), приобщая публику к качественной литературе.
Исследование проводилось до пандемии. Кто из частных театров выйдет из нее живым, эксперты прогнозировать не рискуют. По мнению Иванова, полноценная работа театров может начаться не раньше конца 2020 года.
Сергей Петрейков и Эльшан Мамедов, художественный руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект» убеждены, что нет смысла играть спектакли при «шахматной» рассадке зрителей, то есть, в полупустом зале (так предлагает Роспотребнадзор). Ни по творческим соображениям, ни по экономическим причинам.
В.Ш.