Уголь повезут через Петербург. Экологи против расширения порта в Приморске

Скандал, связанный с планами строительства Приморского универсально перегрузочного комплекса (УПК), а по-простому нового контейнерного порта на берегу Финского залива, недалеко от железнодорожной станции Ермилово (общий объем инвестиций 90 млрд рублей) вступил в стадию публичного противостояния инвесторов и экологической общественности.

Инвесторы приглашают жителей Приморска и окрестностей прийти к ним в кадровое агентство, чтобы найти работу на строительстве УПК, а затем его эксплуатации.

Экологи считают незаконной вырубку 265 га леса для УПК (то ли под видом подготовки к строительству линейного объекта, то ли с целью заготовки древесины) и уничтожение там 21 вида краснокнижных растений, еще до того, как проект строительства УПК согласован госэкспертизой и выдано разрешение на строительство.

Больше того, только 24 июля 2019 года в Приморске состоятся общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые являются важнейшей для граждан частью проекта порта. Только после слушаний проект отправляется на экспертизу.

Адвокат Евгений Баклагин, представляющий интересы экологов и обеспокоенного местного населения, сообщил, что основополагающим является принцип «презумпции экологической опасности» любой хозяйственной деятельности. По мнению Баклагина, ОВОС, выносимый на общественные слушания, это компиляция из различных источников, в которых приводятся аналогичные исследования по порту в Усть-Луге и одного из портов в Краснодарском крае. На месте УПК инженерные изыскания не проводились.

Адвокат ждет ответа на запрос, направленный им в комитет по природным ресурсам Ленинградской обрасти, с просьбой предоставить документы, которые должен был подготовить инвестор строительства УПК. А именно: проект освоения лесов, положительное заключение на него госэкспертизы и лесную декларацию. После получения документов Баклагин оценит судебные перспективы этого дела, необходимость обращения в прокуратуру и т.д.

Одновременно Сергей Грибалев, петербургский эколог, член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ собрал сотни подписей противников строительства УПК и повезет их в Москву.

Железнодорожный путь к порту по территории Ленинградской области и Петербурга

 

Что ходят построить. Справка, предоставленная инвестором УПК

На территории Выборгского района Ленинградской области реализуется проект строительства первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса – «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» в морском порту Приморск. Основной задачей проекта является создание современного, высокотехнологичного и экологически чистого универсального портового комплекса, сопоставимого по грузообороту с крупнейшими портами Балтийского бассейна, с целью переориентации транзитных грузопотоков из европейских портов.

Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту: уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно.

Реализация проекта на этапе эксплуатации позволит создать до 3,13 тыс. новых рабочих мест на терминалах портового комплекса, площадь территории которого составит около 780 га.

Планируемый грузооборот порта – до 70 млн. тонн в год, что составит более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна. Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция. Дополнительно на территории площадью более 50 га предусмотрено строительство складского логистического центра. Перевалка сыпучих грузов будет осуществляться на специализированных терминалах с использованием закрытых технологий разгрузки, временного хранения и транспортировки, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. пыление. Естественные глубины на акватории порта позволяют обеспечить обработку судов дедвейтом до 200 тысяч тонн и осадкой до 16 метров. Для обеспечения доставки грузов в порт предусмотрено развитие существующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. На территории портового комплекса будет построена новая промышленная железнодорожная станция, включающая приемо-отправочный парк (15 путей) и сортировочный парк (12 путей). Проект реализуется за счёт частных инвестиций. Ввод объекта в эксплуатацию – в 2022 год.

 

Комментарий

 Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ:

– Порт в Приморске – проблемы в Петербурге. Вам кажется, что пролив Бьёркезунд, на берегу которого где будет построен Приморский УПК, где-то далеко и к вам отношения не имеет? Посмотрите, как грузы поедут в порт: Мга – Мяглово – Пискарёвка – Девяткино – Лосево – Каменногорск – Выборг – Приморск.

Согласно проекту потребуется 27-28 поездов в день (в день!): с углём – 15, с удобрениями – 4; с зерном – 4, с контейнерами – 4-5. С учётом оборота составов умножаем на два.  При этом надо учитывать, что через тот же железнодорожный ход «Пискарёвка – Лосево» идут грузовые поезда на Финляндию, грузовые поезда в порт Высоцк, составы с гравием и лесом в/из Карелии, а также электрички: примерно 38 пар («туда-обратно») через Девяткино. Электрички, кстати, ходят реже, чем хотелось бы именно по причине большой грузовой работы.

Железнодорожный путь к порту по территории Петербурга

Объявлено о проекте расширения угольного транзита через соседний порт Высоцк, это ещё дополнительно 9 пар составов в день на том же направлении.

Т.е. переезды, пересекающие эту линию, – в Кузьмолово, Токсово, Грузино, Васкелово, Орехово – будут закрываться примерно каждые 15 минут, и хорошо, если на 5-7 минут, а не как с «Аллегро» (см. здесь). Дачная зона Карельского перешейка окажется разрезанной. Возможно, как раз электрички и сократят.

Достанется и Всеволожскому району, где есть два ж/д переезда в одном уровне, не говоря уже о выезде из Петербурга через Поперечную улицу.

Нужны путепроводы, но РЖД считает, что их должны строить Ленобласть и Петербург, а регионы – что это дело РЖД. Логично, чтобы их построил Приморский УПК, но он не декларировал таких намерений.

Экологическая обстановка по пути следования грузовых составов с углём точно не улучшится. В Мурино и Девяткино жители многоквартирных домов увидят угольную пыль на окнах и в квартирах, в посёлках и садоводствах вдоль ж/д это будет «добавка» к продукции огородов.

Вадим Шувалов