Камерный зал Театра им. Ленсовета. Темная сцена без декораций. Девять стульев. Девять актеров, сидящих на них спиной к зрителю. Так начинается спектакль «Мертвые души» – постановка по поэме Николая Васильевича Гоголя и его другим текстам, новое прочтение русской классики.
Режиссер – артист труппы театра им. Ленсовета Роман Кочержевский, он же режиссер-ассистент бывшего художественного руководителя театра Юрия Бутусова.
Премьера состоялась в апреле 2019 года, с тех пор Кочержевский уже успел получить «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Этой зимой постановка вернулась на родную сцену в Петербурге после гастролей по городам России, поэтому я – в числе опоздавших к премьере – решила оценить уже «титулованный» спектакль.
События разворачиваются не в привычных патриархальных гоголевских усадьбах с курами во дворе и образком в красном углу. Герои живут в советских квартирах с привычными для них атрибутами: гладильной доской, небольшим телевизором и растениями в горшках. Служат ли выбранные декорации отсылкой к однотипной советской реальности со сглаженными углами-различиями, где все люди – «мертвые души»? Или, может, режиссер хотел таким образом свести масштаб конфликта поэмы Гоголя до бытовых размеров, вроде разговоров на кухне во время рекламы по телевизору? Это уже вопрос вторых и третьих смыслов, постановка Кочержевского – бескрайнее поле для интерпретаций и трактовок.
- Семья Собакевичей
Спектакль представлен в форме отдельных сцен-воспоминаний. Перед зрителем выплывают упоенные страстью и слащавостью Маниловы (артистка Наталья Шамина и заслуженный артист России Александр Новиков). Коробочка (Римма Саркисян) превращается из завернутой в шаль старухи в привлекательную роковую обольстительницу. Ноздрев (Сергей Перегудов) гордится своими плюшевыми собаками и, почти плача, по-детски просит оплатить его долги. Семья Собакевичей (Евгения Евстигнеева и Олег Сенченко) ругаются, переключая телевизор. А Плюшкин (народный артист России Сергей Мигицко), прячется под пледом и превращается в предмет интерьера.
В каждом прямо или косвенно проглядывается Чичиков, которого играют три разных актера: Федор Пшеничный – нервный мальчишка с наполеоновскими планами, Виталий Куликов – прагматичный и хладнокровный бизнесмен, Сергей Перегудов – очаровывающий, но коварный манипулятор-интриган.
- Чичиков и губернаторская дочка (Лидия Шевченко)
Финал пьесы не обнадеживающий и не светлый, как у Гоголя – режиссер не оставляет места для веры в светлое будущее России. Хоть ответ на вопрос о судьбе страны и не произносится вслух, но он ощущается всем телом, когда смотришь на полуживого, еле соображающего Чичикова, насильно привязанного Ноздревым к кибитке. Он, вроде, и хочет воспротивиться своей природе, но остановиться уже не может.
Захваченный властью денежной выгоды, он уносится прочь из города под осуждающие взгляды помещиков и помещиц. Однако считать Чичикова главным злом в корне неверно, ведь кто такой Чичиков? Все мы с вами, только не каждый готов в этом признаться.
Смотреть «Мертвые души» неуютно и неудобно: будто бы разношенные годами туфли резко начинают пережимать сосуды и давить на пальцы. На первых минутах просмотра думаешь про себя: «Ну, здесь Николай Васильевич точно бы недовольно перевернулся в могиле! Как можно было так исковеркать оригинал!» Но на то и новое прочтение, чтобы смахнуть пыль с устоявшихся представлений о поэме, заботливо заложенных школьными учителями.
Спектакль воздействует на тебя, как сильный зуд в месте образовавшейся корочки от пореза – неизбежно хочется сковырнуть ее и оголить раны, о которых уже забыл. Невозможно смотреть и не проводить параллелей с нынешней реальностью: все так же по соседству с нами проживают «дельцы», готовые предложить бóльшую сумму за мертвые души, торговать воздухом и использовать человеческие жизни в качестве разменной монеты.
Режиссер призывает отказаться от канонической постановки: здесь вам и треки Nirvana, и поцелуи взасос, и стендап от Манилова: почему умирали крестьяне на Руси.
Такое не каждому придется по вкусу, поэтому в Сети часто можно наткнуться на негативные отзывы, вроде тех, где зрители критикуют постановку за «чернушность», полное несоответствие классическому варианту, непонятность и нелогичность представляемых событий. Читая критические рецензии на постановку, я невольно задаюсь вопросом: «Зритель, куда ж ты брал билеты? дай ответ. Не дает ответа».
Проблема переосмысления классических произведений – вечная, поэтому бесполезно строить ожидания перед походом в театр, а потом разочаровываться, что это «чересчур современно». Я наблюдала своими глазами, как во время антракта часть людей спешно покидала театр, а досидевшие до конца постановки – вяло аплодировали, не вставая со своих мест. Вот так неосознанно они, на мой взгляд, и признались себе в омертвении собственных душ.
Для тех же, кто хочет испытать себя в условиях слома традиционных представлений о творчестве Николая Васильевича Гоголя, спектакль «Мертвые души» можно будет посмотреть в Театре им. Ленсовета весь январь, февраль и начало марта.
Анастасия Сидоренко
На заставке: сцена спектакля «Мертвые души». Чичиков в окружении помещиков