С 1 июля 2008 года принудительная эвакуация автомобилей с петербургских улиц стала бесплатной для автовладельцев – оплачивать работу эвакуатора и первые сутки штрафстоянки должен теперь городской бюджет. Губернатор призвала эвакуаторные компании эвакуировать машины «без фанатизма», хотя, по правде говоря, обращаться надо было в Управление ГИБДД (считается, что эвакуаторщики работают по команде гаишников).
До этого объемы принудительной эвакуации в городе росли год от года. В конце 2004 года (когда принудительная эвакуация была новым явлением и нарушителей были толпы) эвакуировалось в среднем 3000 машин в месяц. В июне 2008-го — то есть до вступления в силу правила о бесплатной для автовладельца эвакуации — 7925. “Мы ни при чем, – объясняют в эвакуаторной компании “ЛАТ”, – это все из-за энтузиазма ГИБДД”. Уже подсчитано, что меньше всего машин эвакуируется в дни, когда в Питер приезжают высокие гости: тогда весь наличный состав инспекции курирует безопасность проезда, и на борьбу с плохими парковщиками просто нет времени.
Начиная с июля за процесс эвакуации платят сами эвакуационные фирмы, ожидая, что когда-нибудь им все это компенсируют городские власти. Автомобилисты сейчас ожидают особых каверз со стороны эвакуаторщиков: например, ходят слухи, что информацию о местонахождении арестованного автомобиля скоро можно будет получать только за деньги. Пока что работники пробавляются мелким вымогательством.
Как это выглядит, я испытала на себе. В тот день из Пулкова эвакуировали несколько машин, в том числе и мою. Автомобиль был припаркован в ряду таких же бедолаг (погрузчики увезли сразу шесть машин) перед въездом на платную парковку. Знак “остановка запрещена”, возможно, присутствовал — при повороте с Пулковского шоссе, в трех километрах от места парковки. Теперь буду знать, что там оставлять машину нельзя.
По телефону 001 мне ответили сразу: назвали имя подразделения, эвакуировавшего машину, и даже телефон. Звоню туда. Мне рассказали, что инспектора, который мог бы отпустить машину на свободу, следует искать у Московских ворот. Инспектор ДПС там был и выдал разрешение: желтую бумажку с печатью. Он даже показал, как идти на стоянку. Фокусы начались уже там.
Служитель в грязной робе, вздыхая, заявил, что в разрешении отсутствует одна подпись. Другого автовладельца он при мне пытался развести на оплату стоянки, заявив, что платной она является по истечении трех часов (такое правило действовало до 1 июля), а не первых суток. Водитель, впрочем, оказался тертым калачом и на “разводку” не попался. Тогда представитель стоянки переключился на меня.
Да, старший лейтенант с Московских ворот поставил в разрешительные документы печать и свой автограф, но, выполняя такую ответственную операцию – возвращая чужую машину, – он якобы должен спрашивать разрешение у начальства. Стало быть, придется ехать за подписью к начальнику на какую-то Красноармейскую, а рабочий день уже подходил к концу. Юрист, который меня консультировал по телефону, протокола не видел, поэтому не мог толком сказать, имел ли старший лейтенант такие полномочия или нет. Спорить было лень, тем более что служитель стоянки был согласен за сто рублей забыть об этой проблеме. Мне его стало жалко, и я рассталась со ста рублями. Поддержав таким образом сотрудников спецплощадок, которые не могут дождаться денег из городского бюджета.
По словам директора Ассоциации спецплощадок Бориса Вьюшкина, эвакуаторные службы отработали на улицах города по новым правилам уже полтора месяца – и все бесплатно. Деньги городские правительство перечислит только по итогам года.
Сумма, которая выделена (но не перечислена) бюджетом на принудительную эвакуацию во втором полугодии 2008 года, уже известна: 94 миллиона рублей. Если считать по старым тарифам, то на эти деньги можно эвакуировать 24 тысячи машин: по 4 тысячи в месяц. Если по новым – 32 тысячи (т.е. – 5,33 тысячи, это, как видно, меньше, чем эвакуировали до июля 2008-го). Все дело в том, что тариф с 1 июля заметно уменьшился. Теперь он составляет не 3855 рублей, а 2963. Но, как уверяет Вьюшкин, отнюдь не потому, что государство эвакуаторщикам как-то жальче, чем простого автолюбителя. Прежний тариф складывался из разных величин: пробег эвакуатора туда и обратно, помноженный на коэффициент с учетом холостых вызовов. Плюс – работа диспетчерской службы (тот самый телефон 001). Плюс содержание штрафстоянок. Плюс — содержание машины при простое на площадке больше суток (пятая часть всех машин остается невостребованной). Новый тариф — 2963 рублей — был разработан в Смольном и учел холостые пробеги, а вот хранение “невостребованных машин” – не учел. Сейчас эвакуаторщики не желают работать по заниженным, с их точки зрения, тарифам и требуют их пересмотра. Поскольку окончательно вопрос с суммами не решен, деньги не перечисляются.
“Если цифры не будут скорректированы, нам придется возложить эту часть расходов на водителей. Вернее, на единственную платежеспособную категорию – владельцев, забирающих свою машину спустя сутки и более, – заявил Борис Вьюшкин. – Например, сейчас хранение машины оценивается в 25 рублей в час, начиная с 25-го часа. А будет, например, 40 рублей”
Очевидно, что “платежеспособную категорию водителей” можно искусственно увеличить – если будет хуже работать система оповещения об эвакуированном транспорте. Правда, с нового года штрафстояночный бизнес передадут государственному Центру автостоянок и гаражей. Какие тогда будет действовать правила — пока не ясно.
Нина Астафьева