Какой имидж сформировался у Александра Беглова за восемь месяцев его пребывания на посту врио губернатора Петербурга? Кто он в глазах населения: политик, хозяйственник, «дядя Саша»? Об этом с «Городом 812» размышляет политтехнолог Андрей Таннер.
– Полгода назад мы говорили с вами о том, как может строиться избирательная кампания Александра Беглова. Сейчас губернаторские выборы вступили в свою официальную часть, все акценты уже расставлены и можно подводить итоги. Какие возможности были и как они реализовались?
– На старте кампании был большой выбор вариантов. Архетипичные Хозяйственник или Политик – Яковлев или Собчак, универсальный имидж Матвиенко, позволявший попеременно использовать основные характеристики и того и другого, затворническая закрытость Полтавченко. Но технологи и консультанты Александра Беглова пошли своим путем. Я не знаю, насколько это сознательно, но они вот уже полгода представляют нам Александра Дмитриевича в виде некоего волшебника, который справляется с любыми задачами и может сделать все, за что берется. Причем совершенно неважно – за что именно он берется. Правда, жителям не всегда понятно – он настоящий волшебник или просто фокусник? Отсюда, вероятно, такая нервная реакция самого Беглова на критику. Ведь отсутствие всеобщей поддержки означает, что фокус не удался и чуда не случилось.
– Волшебник – плохой имидж?
– Большой вопрос – можно ли выдерживать эту линию технологически. Ведь за имиджем Волшебника – архетип Бога. Боги требуют поклонения, жертв, почитания, их можно просить о помощи, но с ними нельзя спорить. У Бога нет и не может быть соперников. Диалог с Богом весьма специфичен. А наша земная власть в нынешнее время без участия в диалоге невозможна в принципе. Причем диалог подразумевается равнозначный. К тому же в городе достаточно проблем, которые не имеют быстрых решений или – решений в принципе. И тогда волшебник превращается даже не в фокусника – в обманщика. Возникает вопрос об эффективности имиджа. Кроме этого – совершенно непонятными остаются качества этого Волшебника. Его, так сказать, специализация.
– В чем это проявляется?
– В том, что Александр Беглов постоянно решает разнообразные проблемы, не делая между ними различий. Пирожковая, миллиарды из федерального бюджета, ремонт дороги или лопнувшей трубы, худые крыши, проблемные стройки и тарифы на воду и отопление. Для Волшебника вроде бы разницы нет. А для человека – есть. Мы узнаем об этом из новостей. А любая новость сегодня – от самой ужасной трагедии, до самой яркой политической или международной – живет два дня. Чтобы ее выделить из общего потока, нужны дополнительные усилия. А мы видим, что формы подачи и общий тон информации о деятельности врио – одни и те же, вне зависимости от тематики и важности. Представьте себе длинный забор, на котором специальные люди наклеили абсолютно одинаковые объявления размером со стикеры, какие люди обычно клеят на холодильник, чтобы не забыть что-то важное. А вы идете вдоль этого забора. У вас возникнет желание остановиться и начать разбираться в этих объявлениях? Вы заметите среди них что-то особенное?
– А как надо?
– На том самом заборе среди стикеров должны появиться объявления или плакаты, которые видны издали, понятны, запоминаемы. Как минимум. Чтобы прохожий мог сделать какие-то выводы, что-то понять. А остальной забор пусть ждет своих исследователей. В прошлый раз я говорил о необходимости крупных социальных или общественных проектов, ассоциирующихся с врио. Сегодня на это уже нет времени. Думаю, все ограничится программой кандидата в губернаторы Александра Беглова, ее разделами.
– Все равно ведь Смольному нечего опасаться – при муниципальном фильтре и том админресурсе, которым он располагает.
– Но есть риск протестного голосования. Даже скорее – отместного. Где главный мотив – месть власти за все. Плюс есть фактор муниципальных выборов, в которых будут участвовать десятки тысяч человек и каждый из них – проводить свою агитацию, далеко не всегда соответствующую интересам Смольного. Хотя у меня складывается стойкое ощущение, что воздух из оппозиции куда-то уходит. Точнее – кто-то его постепенно и вполне успешно откачивает. Если это так, то данная операция – уникальна и свидетельствует о наличии у власти качеств, о существовании которых мы забыли или не догадывались. Впрочем, посмотрим.
По какой-то непонятной мне причине (кроме понятного нежелания тратить деньги), штаб Беглова отказался от масштабной многоуровневой кампании. Единственная новелла – количество спойлеров на муниципальных выборах должно вырасти на порядок по сравнения с предыдущими. Или даже – на два порядка. Возможно, таким образом будет предпринята попытка нейтрализации протестной активности в муниципальной кампании.
– Сколько, по вашему мнению, будет кандидатов на губернаторских выборах?
– Технология подбора кандидатов простая. Сначала определяются электоральные ниши – то есть отвечают на вопрос: сколько людей придет на выборы по одной причине или по другой. Кого-то можно привлечь экономической тематикой (обещаниями лучшей жизни), кого-то – политической идеологией и т.д. Кого-то – всем вместе. Потом в эти ниши «погружают» кандидатов, максимально их олицетворяющими. И сами кандидаты тут не важны. Им может стать любой подходящий под искомый образ человек. Совершенно не обязательно известный. Естественно, все они выстраиваются таким образом, чтобы ниша провластного кандидата была самой большой. Выиграть-то должен именно он. А остальные кандидаты должны растаскивать голоса избирателей правильным неслучайным образом. Проще всего в данный момент манипулировать идеологическими конструктами и политическими организациями. Поэтому кандидатов от парламентских партий и одного технического спойлера от власти – вполне достаточно. Так, как было на предыдущей губернаторской кампании в 2014 году. Другое дело, что тогда это был единственно возможный сценарий для Полтавченко. У Беглова был выбор. Другое отличие – наэлектризованный негативными эмоциями избиратель. Добиться от него полного безразличия, как было в кампании Полтавченко, теперь непросто. Так что кандидаты от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и непарламентская оппозиция в лице какого-нибудь не слишком популярного, умеренного и психологически устойчивого кандидата – нам обеспечены. Плюс условный Игорь Михайлов в качестве технического спойлера.
– Каков оптимальный сценарий или стратегия для Смольного к сентябрю?
– Опять повторяюсь, но уже с большей уверенностью: кроме инерционного сценария, никакой другой уже невозможен.
– Почему?
– Возьмем, к примеру, последние и оптимистические данные опроса ВЦИОМ, согласно которому рейтинг Беглова – 54,4%. Это при явке 36,5%. Сейчас нам даже не важен антирейтинг в 24% (тоже, вероятно, при такой же явке). Вроде бы – ура! – победа в первом туре, как и было задумано. Но при низкой явке. Весь электорат Александра Дмитриевича в Петербурге – 20–25%. Больше нет. Это все люди так или иначе связанные с властью или встроенные в процессы распределения этой властью ресурсов. От бюджетников до бизнеса, которым нынешний порядок вещей выгоден. Пусть их будет 25%, хотя на самом деле их меньше. Но если они все придут на выборы (допустим это) и проголосуют за Беглова, то при явке 50% он получит ровно 50% голосов избирателей. Если явка больше чем 50%, то победа в первом туре невозможна. Честная победа. Отбросим все чудеса. Что будет происходить во втором туре – совсем непонятно.
Это означает, что для победы в первом туре, штабу Беглова надо привести максимальное количество своих сторонников (из числа потенциальных 25%) и максимально снизить явку остальных.
– Ну вот 86% за Путина – они же никуда не делись. Это люди, которые за «стабильность», чтобы «не было, как на Украине» и т.д. Разве большая их часть не должна пойти голосовать за Беглова как представителя системы, гарантирующей стабильность?
– Стабильностью занимаются на федеральном уровне. Это повестка для президента. Александр Беглов в нынешней должности начинал с вопросов геополитики, как мы помним. Бомбы, глобальное противостояние… Очень быстро стало понятно, что для избирателя это неактуально. И кроме раздражения никаких эмоций у этого избирателя не вызывает. Этот мотив или точнее – этот страх – не получится использовать на выборах губернатора.
– Каким образом штаб Беглова может снижать явку?
– Для этого существуют проверенные способы. Первый – повышение количества скандалов, связанных с темой выборов. В такой ситуации люди, как правило, отворачиваются и от всех участников этих скандалов, и от самих выборов. Вряд ли этот способ пригоден в нашей ситуации. А второй – снижение информационной активности на тему выборов. Как будто их нет. Это достижимо для СМИ. Но как быть с социальными сетями – не совсем понятно. Так что это непростая задача. Тем более что работать с позитивной повесткой становится все сложнее – уровень жизни продолжает падать, скорых изменений ждать неоткуда. И любой, кто сегодня отваживается на продвижение позитивной повестки, очень скоро начинает выглядеть человеком, распевающим старую добрую песенку про «прекрасную маркизу».
Станислав Волков
Фото на заставке С. Холявчук