Откуда может начинаться протест против тотального засилья цифрового искусства? Конечно, оттуда, где это искусство получило наибольшее развитие. Из Японии. Поэтому музей Эрарта организовал первую в России выставку японского художника Синтаро Охата (1975).
Он пишет картины акрилом на холсте, затем делает скульптуры из дерева, бумаги и пенопласта и соединяет их (иногда физически с помощью металлических конструкций) в единый объект. Ни на одном шаге создания произведений компьютер не используется.
Заодно, возможно, подсознательно, появляется у японского художника тема хрупкости мира – едва ли не главная в искусстве последних четырех, а то и пяти десятков лет.
Охата говорит, что его вдохновляет кино, в частности, анимационные фильмы Хаяо Миядзаки. Главная героиня инсталляций – одинокая девочка, жительница мегаполиса. «Это мое я, художник всегда одинок. Чувство одиночества – не всегда плохо, это позитивное чувство сосредоточенности» – считает Охата. Только однажды в инсталляции «Свет и тень» появляется второй персонаж – мальчик с длинными ушами. Как образ внимательного собеседника.
Вадим Шувалов