Все, что вы хотели знать о 17 венецианской  архбиеннале, но было не у кого спросить

21 ноября в  Венеции закрывается 17 архитектурная биеннале,  которая стала для России вполне удачной  – впервые за последние 7 лет. Россия  в этот раз получила   престижную награду: особое упоминание жюри. В том числе за выполненную в этом году реконструкцию национального павильона,  который в 1914 году построил Алексей Щусев.

 

Вененцианские хроники

Венеция знакома каждому, кто интересуется архитектурными выставками и современной архитектурой. Здесь раз в два года  открывается самая крупная выставка мировой архитектуры в современном мире – знаменитая венецианская архбиеннале.  Открытие нынешней, 17-й   биеннале, вполне пророчески названное еще до начала пандемии его американо-ливанским  куратором Хашимом Саркисом «Как мы будем жить вместе» должно было состояться еще в прошлом году. Но именно по причине внезапной невозможности привычно жить вместе оно и не состоялось.  Сначала открытие перенесли, а потом и вовсе отменили.

  • Хашим Саркис,куратор 17-ой венецианской архбиеннале

В этом же году, хотя и со множеством «но», организаторам удалось спасти  открытие архитектурной экспозиции, которое уже снова, казалось, висело на волоске. Биеннале открылась 22 мая.  И закрывается  на следующей неделе. В связи с изменениями  сроков проведения архбиеннале, как домино посыпались и сроки дальнейших венецианских арт-экспозиций. Так, следующая  за архитектурной, художественная  биеннале изменила время проведения. Теперь она  будет проходить с 22 мая по 27 ноября 2022 года.

 

Хотя дизайн выставки  не претерпел серьезных изменений, ее организация существенно модернизирована. Теперь куда подробнее, чем раньше, ее можно посмотреть в  интернете. У  российского павильона тоже случилось немало изменений: теперь у  нас  новый куратор и новый комиссар.

Но обо всем по порядку.

 

Биеннале получались  при любой погоде

Надо сказать, что отмена такой глобальной выставки означает, что в мире действительно произошли существенные события, которые было невозможно предотвратить. Конечно, подобное в истории биеннале уже  бывало, но крайне редко. Отмен или переносов сроков биенале было совсем немного. После триумфального вертикального взлета в 1893 году блестящей идеи консула Венеции  Рикардо Сильватико о проведении в его родном городе международной художественной выставки это случалось буквально пару раз. Впервые перенос сроков произошел в 1910-м. Затем был небывалый перенос  открытия 24-ой биеннале современного искусства. Оно  настало только  в 1948 году, через 6 лет после завершения самой малопосещаемой 23-ей международной художественной выставки .

А в 1980 году  архитектурная часть биеннале, наконец, стала  официальной  самостоятельной выставкой. И хотя  архэкспозиция  с 1968 года уже  была частью  художественной выставки в Венеции, с 1980 года раз в два года и по сей день отдельная тема фестиваля  посвящена только актуальным проблемам архитектуры.

 

Щусев был бы доволен

Высокая оценка жюри нового образа российского павильона не случайна. Павильон  тщательно реконструировали специально к 17-ой архбиеннале. Более года  назад новый комиссар российского павильона Тереза Мавикка и куратор Ипполито Лаппарени  предложили молодым архитектурным коллективам создать проект реконструкции павильона, построенного в 1914 м году Алексеем Щусевым.

В конкурсе на выполнение проекта победило юное российско-японское архитектурное бюро KASA Александры Ковалевой и Кей Сато. Бюро полтора года назад даже планировало создать временный офис внутри павильона Щусева для  работы над его реконструкцией. Но в связи с пандемией все сложилось немного или намного иначе. И поэтому теперь гости могут увидеть уже воплощённый проект.

Едва ли в ближайшие годы российской павильон претерпит существенные изменения. Поэтому наверняка вы сможете  самостоятельно изучить особенности проведения реконструкции. Она вполне удачна. В  вестибюлях и в центральном зале после проведения модернизации куда больше естественного света. Фасады павильона вместо темно-красного предстали в первоначальном щусевском светло-зеленом цвете, более чем  гармонирующим с прозрачной листвой садов Джардини. Дверные проемы и окна реконструированы, устроен лифт, поднят пол, добавилось необходимых инженерных систем, выставочные пространства преобразились. Словом,  Алексей Щусев явно был бы доволен.

И как точно заметил Ипполито Пестеллини Лапарелли, в нынешнем виде павильон превратился в «театральную машину для современных форм производства и бытования искусства». Да, это  не первая реконструкция российского павильона за последние 20 лет, но, конечно, это самая удивительная и удачная  реконструкция которая произошла за последнее время. Удивительно еще и то, что именно она, как можно заметить, в полной мере отвечает теме кураторского девиза предыдущей 16-ой венецианской архбиеннале: «Свободное пространство».

  • Российский павильон

 

А вот в предыдущий раз российский павильон еще при прошлом комиссаре был явно вне темы биеннале. В 2018 экспозиция российского  павильона балансировала, скорее, между рекламой РЖД и афишей литературного музея, чем отвечала основной кураторской идее. Это в испанском павильоне тогда, на  предпоследней  биеннале, зайдя внутрь похожего на ночной дансклуб зала, вы могли гонять огромный мяч по действительно свободному пространству. Да и наслаждаться  работами студентов, выбранных на престижном  конкурсе прошедшем по всей Испании, специально для их национального павильона. На нашей же выставке пару лет назад ничего подобного не было и не предвиделось.

И вдруг все  неожиданно и кардинально поменялось. Что, как и следовало ожидать, и не прошло незамеченным у высокого жюри.

  • Награждение победителей из России

Платформенный урбанизм озаботил самый комфортный город мира

Впрочем , непопаданий в  мейнстрим кураторской  темы на любой архбиеннале в Венеции хоть отбавляй. Зато теперь, при реконструированном российском павильоне уже сложно упрекнуть его экспозицию в несоответствии  основной идее.

Часть других национальных павильонов отвечает кураторской идее выставочными проектами, связанными с глобальной урбанизацией и  его проблемами. Так, павильон Австрии полностью посвятил свой выставочный проект идее платформенного урбанизма. Хотя именно Вена более 10 лет подряд признавалась самым комфортным городом мира по версии престижных международных рейтинговых агентств. Но вот теперь хозяева павильона всерьез опасаются , что платформенный менталитет,  которым характеризуется современная городская культура, будет вытеснять естественный способ взаимодействия людей. И в городе будущего,  где бы вы ни работали и учились, делали покупки или  развлекались, вы пользуетесь платформами, которые оказывают на нас огромное влияние и преображают, в том числе, и наши города.

 

Достижения каркасного домостроения не приглянулись жюри

Что совсем не заходит в объявленную Хашимом Саркисом тему биеннале, так это павильоны Соединённых Штатов Америки и, как ни странно, Финляндии. Их объединяет идея ответа на трепетный вопрос: «Как мы будем жить вместе?» мощным  обозрением истории деревянного каркасного домостроения. Такие обзоры  достижений  народного хозяйства, (пусть и исторические) в Венеции обычно не очень-то чтут. Куда больше по душе жюри, когда павильон поднимается над  технологией, абстрагируясь и  обозревая и осмысливая более глобальные тенденции. Как случилось в этот раз с экспозицией Объединенных Арабских Эмиратов «Заболоченные земли», получившей “Золотого льва” за архмонолог о возможной природной катастрофе, связанной с уничтожением пустынь, а том числе за счет городского мусора. И, в итоге, открывает путь взаимодействия высоких технологий и ремесла.

Но  если у финов вы увидите быстровозводимые конструкции, которые были впервые применены в строительстве перебежчиками из Карелии , то у Америки строительный обзор расскажет нам о каркасном деревянном  буме XIX века .Так дешёвое и  быстровозводимое жилье и его история вроде как компенсирует недостаток  строительных навыков его  пользователей. И совсем не компенсирует  отсутствие навыков художественного осмысления главного  вопроса биеннале авторами  этих национальных экспозиций. Ничего  этом году не получили эти венецианские  старожилы.

  • Павильон США

Изменится ли теперь  характер биеннале, окончательно переместив после этого года основные дискуссии и смотры в интернет, станут ли стабильными новые правила осмотра и дизайна экспозиций? Кто знает, посмотрим.

Одно можно сказать с уверенностью: после мощнейшего как арх-, так  и арт- марафона, устроенного Хашимом Саркисом, нtмотря на  крайне неблагоприятный год пандемbи, следующий, уже, скорее всего, штатный венецианский  смотр будет куда жёстче . Команде России не стоит почивать на лаврах вполне успешного года.

Алексей Шолохов