Всероссийское списывание. Учителя разрешили пользоваться шпаргалками

Школьники всей страны  в апреле начали писать ВПР – всероссийские проверочные работы по разным предметам. Накануне итоговых проверочных по истории и биологии петербургский учитель Дмитрий Гущин, судящийся с Рособрнадзором,  опубликовал в соцсети  «завтрашние» задания итоговых работ. По его словам, они свободно распространяются в Интернете, хотя должны храниться в строгой тайне.  «Город 812» узнал у школьников – правда ли были утечки. А они рассказали, что учителя и так разрешили им списывать.

 

Шпаргалки разрешаются

Четвертого апреля 2019 года учащиеся 11-х классов писали  всероссийскую проверочную работу по биологии.  Петербургский одиннадцатиклассник  Сергей (имя изменено по его просьбе) рассказал, как проводилась эта контрольная в его школе. По его словам, ВПР –  почти то же самое, что ЕГЭ, но без видеокамер в классах, поэтому можно потихоньку  пользоваться телефонами и шпаргалками (на ЕГЭ так сделать не получится).  Проверочные работы пишут на единых федеральных бланках. Задания – одинаковые на всю страну, но вариантов ВПР по каждому предмету – порядка двадцати.

– В феврале нас предупредили, что будем писать шесть государственных проверочных – по истории, биологии, географии, химии, физике и английскому. Мы и так круглосуточно к ЕГЭ готовимся, а тут еще новые контрольные  свалились! Но завуч сказала, что отказаться нельзя. А тем, кто плохо напишет, снизят оценки в аттестате.  Мы нашли на сайте Рособрнадзора информацию о том, что для 11-х классов ВПР – дело добровольное, и оценки за них можно вообще не ставить. Но нас никто не послушал. Тогда одна активная мама позвонила сначала в Москву, а затем в петербургский ЦОКОиИТ – Центр оценки качества образования. Номер школы она не называла, но все разговоры записала на диктофон*. В этой организации  ей сказали, что мы правы, а школа – нет. При этом, каждый ученик, как выяснилось, не должен писать больше двух, максимум трех  ВПР. А у нас каждого заставляли писать шесть ВПР!  Когда мы это рассказали завучу, она, похоже, испугалась и попросила  больше никуда не жаловаться. Лучше решить дело миром. В Интернете, в мессенджерах, есть закрытые группы, где заранее выкладываются решения и правильные ответы.  В итоге учителя сквозь пальцы смотрят, как мы списываем на всероссийских проверочных. Но за это нам придется выполнить ВПР не по двум предметам, а по шести. ВПР по истории и биологии мы уже списали. Биологичка видела, что мы списываем, но возмущалась не этим, а тем, что весь класс управился с контрольной за 20 минут – вместо положенных  90 минут, – рассказал школьник.

Согласно идее Минобразования и Рособрнадзора, всероссийские проверочные вводились для того, чтобы оценивать, насколько полученные детьми знания соответствуют  требованиям ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов).  ВПР –  как и ЕГЭ – пишут на единых для всей страны бланках и по единому календарному плану.

С 2015 года такие работы проводятся в режиме апробации.  В 2019 году  в обязательном порядке ВПР пишут в 4-х, 5-х, 6-х классах. И добровольно (по решению школы) – в седьмых, восьмых и одиннадцатых классах.

Советские дети счастливо обходились без ВПР

«Учителям выгодно, чтобы школьники написали хорошо»

 Вечером 3 апреля, накануне ВПР по биологии для 11-х классов, учитель петербургской гимназии Дмитрий Гущин на своей странице в соцсети  разместил «завтрашние» задания всероссийской проверочной:  варианты № 17, № 18 и № 19. По его словам, он лишь открыто опубликовал то, что «уже есть в сети, с ответами».

Ночью 2 апреля он опубликовал «завтрашние» задания  ВПР по истории.

– Варианты в Интернете пачками лежат накануне вечером. На каждом вверху написано: «Всероссийская проверочная работа…», а внизу со знаком копирайта  – «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2019», – рассказывает педагог.

Таким способом Гущин, имеющий звание «Лучший учитель России», пытается  привлечь внимание к проблеме утечек экзаменационных заданий.

Его  посты собирают за сутки  сотни лайков и комментариев.

Андрей: «Учусь в 11 классе, сегодня писали ВПР по биологии, а происходило это в точности вот так: сели, списали, поскучали, разошлись».

Слава: «Только что написал (Камчатка), и 19 вариант точно такой. Совпал:))»

Рушана: «Достали детей с этим ВПР. Вместо толковых и внятных уроков натаскивают на дебильные тесты, задают их на дом, и что в итоге?  Знаний в голове у детей нет, зато как собаки Павлова натасканы на тесты».

Алексей: «Учителям выгодно, чтобы школьники написали хорошо, а Рособрнадзор пытается завалить всех совершенно не нужной бюрократической волокитой. Стоит ли считать педагогов нарушителями или жертвами? Вина в создании этой смертоубийственной машины под названием “образование РФ” лежит явно не на них».

Маргарита: «Смысл в проведении такого масштаба проверочных работ теряется. Липовые отметки. Мониторинг качества знаний на недостоверных данных получаем».

Вот как видит ситуацию сам Дмитрий Гущин:

– Одно из объяснений происходящего: в 7.30 утра местного времени школы получают пароли к работам и, долго не ожидая, по цепочке от Камчатки до Москвы отправляют варианты в Сеть, чтобы их ученики написали получше. Возможно. Хотя не до конца понимаю, как учительницы всей страны умеют отправлять задания в одни и те же телеграм-каналы и группы ВК, которые за месяцы до этого набрали себе тысячи подписчиков на эту услугу. Я, например, не знаю, где благодарный школьник ждет утром задания по биологии. Зато знаю, что в стране есть организация, призванная следить за объективностью при проведении государственных контрольных работ. Организация есть. А объективности нет. Давно спланированная и тщательно организованная масштабная акция по всероссийскому списыванию в разгаре, – резюмирует  учитель.

 

Испорченная репутация

 Проблема утечек существует не первый год. О ней знают многие педагоги и школьники – пользуются утечками,  но молчат.

Дмитрий Гущин первым публично обратил внимание на сбой в экзаменационной системе. Весной прошлого года – накануне ЕГЭ по математике и химии – он опубликовал  посты в Интернете с выдержками из заданий предстоящих госэкзаменов. Рособрнадзор подал на учителя Гущина в суд, обвинив в «формировании негативного мнения» и порче «деловой репутации». Гущен суд проиграл. Педагог с решением суда не согласился и в конце декабря подал апелляционную жалобу. Об этом судебном процессе можно прочитать здесь .

Петербургскому педагогу может грозить новое судебное разбирательство – по новому делу.  Теперь  – за то, что опубликовал информацию об утечках (вероятно)  всероссийских проверочных заданий. Ведь от этого репутация Рособрнадзора снова может испортиться.

Елена Роткевич

 

*P.S. Записи разговоров инициативной мамы с ФИОКО и СПбЦОКОиИТ имеются в распоряжении редакции.