Зачем идти в Эрмитаж смотреть на итальянские гравюры

В Эрмитаже открылась выставка «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма». 150 работ итальянских художников XV-XVI веков из богатого графического кабинета музея. Объясняем, зачем туда идти и что смотреть.

Итальянское слово «disegno» (дизéньо) переводится как «рисунок». Джорджо Вазари справедливо считал, что для эпохи Возрождения оно означало большее – выраженную в рисунке общую идею, суть произведения искусства, живописного, скульптурного или архитектурного. Он же назвал гравюры «disegni stampati» – «напечатанные рисунки». Это говорило не только о тиражности, но и свидетельствовало о том, гравюра стала вровень с рисунком.

Эрмитажный проект о том, как рисунок стал самостоятельным видом искусства, а гравюра искусством образца, примером новых сюжетов, наглядным пособием, эталоном стиля.

Кураторы проекта – Василий Успенский и Любава Чистова – посвятили его памяти своего старшего коллеги Аркадия Ипполитова (1958 – 2023), хранителя итальянской гравюры Эрмитажа и ее превосходно интерпретатора. Фрагментны текстов Ипполитова воспроизведены рядом с некоторыми произведениями.

Первый зал выставки называется «Раннее Возрождение. Флоренция. Мантуя. Болонья». Здесь в лидерах рисунок Луки Синьорелли «Голова пожилого мужчины» (1480 – 1490).

Вазари в издании «Жизнеописаний» 1568 года главу про гравюру полностью посвятил художнику Маркантонио Раймонди. На выставке показана гравюра «Раймонд и Мелюзина» (1505).

По одной из версий это иллюстрация к средневековому мифу о фее, которая была полуженщиной-полузмеей, но Раймонд об этом не догадывался. А когда увидел, то сильно опечалился.

Ипполитов был осторожнее в суждениях. Вот его вариант.

Второй раздел называется «Высокое Возрождение. Круг Рафаэля и круг Микеланджело». Но здесь центральным является рисунок круга Леонардо да Винчи «Всадник».

В самом начале XVI века Леонардо и Микеланджело получили заказы на росписи противоположных стен Большого зала дворца Синьории во Флоренции. Первый выбрал «Битву при Ангиари», второй – «Битву при Кашине». Фреска Леонардо не сохранилась, проект Микеланджело не был реализован. Не дошли до нас и авторские картоны, сохранились только копии картонов, сделанные учениками. В эрмитажном собрании находится рисунок «Всадник» круга Леонардо и «Штудии мужской фигуры» круга Микеланджело.

В этом разделе находится и единственная картина выставки «Аллегория ленности и прилежания» (середина XVI века) Джироламо Сичиоланте да Сермонета. С той целью, чтобы проиллюстрировать ее подготовительный рисунок.

Здесь выставлена гравюра Раймонди «Избиение младенцев» и комментарий Ипполитова.

Третий раздел – «Маньеризм. От Рима до Флоренции». Это был любимый стиль Ипполитова и здесь его текстов больше всего.

Агостино Венециано. «Выезд ведьмы» (1520-е)

Джорджо Гизи. «Аллегория жизни (Сон Рафаэля)». (1561)

Якопо Понторомо. «Христос во Славе и сотворение Евы» (ок. 1550). Подготовительный рисунок к фреске.

Добавим от себя рисунок «Поклонение волхвов» (1555-1560) Лука Камбьязо. Исследователи считают, что сознательное и частое использование этим художником геометризованных форм для изображения людских фигур позволяют считать Камбьязо предтечей кубизма.

Четвертый раздел выставки – «Круг Пармиджанино». Это был любимый художник Ипполитова.

К его рисункам «Наброски фигур» (1524-1527) кураторы приложили такой текст.

К офорту «Положение во гроб» (ок.1530) такой.

Финальный пятый раздел – «Венеция. От Беллини до Тинторетто».

Здесь Ипполитовым прокомментированы штудии «Отплытие Кеика» (из «Метаморфоз» Овидия) и «Рыцарь» (1502-1507) Витторе Карпаччо.

Добавим рисунок «Евангелист Марк» (1555-1558) Паоло Веронезе.

Выставка открыта по 2 февраля 2025 года.

Борис Вадимов