Строго говоря, чтобы увидеть Рафаэля. И этого вполне достаточно. Картина должна была стать гвоздем эрмитажной выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020», посвященной 500-летию со дня смерти художника. Пандемия не позволила привезти картину ни в декабре 2020- го, ни позже, пока выставка была открыта.
Но тут Рафаэль стал концептуалистом на все сто. «Садовница» своим отсутствием оставалась в центре внимания публики. Многие зрители спрашивали, где же она. Кто-то узнал о существовании этой картины. Эрмитаж не стал менять архитектуру выставки. В Аванзале Зимнего дворца – ниша для «Садовницы» выразительно пустовала.
Лувр обещал показать картину в Петербурге (до этого в Париже была показана эрмитажная «Мадонна Бенуа» Леонардо) – и сдержал слово. Это решение Михаил Пиотровский назвал «символом верности музейного сообщества своим обещаниям даже в условиях форс-мажора. Мы благодарны братскому Лувру за возможность любоваться «Прекрасной Садовницей в эрмитажном стиле – уединенно».
По словам Зои Купцовой, сокуратора «Линии Рафаэля», эта картина базовая для творчества Рафаэля. Она относится к флорентийскому периоду, когда Рафаэль стал тем, каким мы его знаем. Это изображение простой Мадонны, которые в начале XVI века были новинкой.
Позже, в начале XVIII века, когда в моду вошли пасторали, коллекционер Пьер Жан Мариетт придумал название «Прекрасная Садовница». До этого в коллекции французского короля Франциска I она в замке Фонтенбло значилась как «Мария в платье крестьянки». Картина не была дипломатическим подарком, поэтому как она попала во Францию, пока не удалось проследить.
Также неизвестно кто был заказчиком картины. Возможно, сиенский банкир Филиппо Сергарди, позже ставший секретарем папы Льва Х. Знаменитый Джорджо Вазари пишет: « … в это время ему пришлось написать картину, которая была отправлена в Сиену и в связи с его отъездом осталась у Ридольфо Гирландайо, который должен был дописать на ней недостававшую синюю одежду». Гирландайо был другом Рафаэля, принято считать, что одежда – его кисти.
Еще до показа в Петербурге «Садовницу» планировали показать в Лувре в связи с завершением реставрации. Но пандемия нарушила и этот план. Так что, реставрационная премьера переехала из Парижа в Петербург.
У левой ступни Марии теперь читается подпись: «RAPHAELLO VRB.», то есть «Рафаэль Урбинец». А на одежде дата M.D.VII, то есть, латинскими – 1507 год. Прежде датировка была 1507(1508?). Спорили о последней «палочке», которой там не оказалось.
Вадим Шувалов