Зачем идти в Русский музей на выставку «Достоевский в изобразительном искусстве из собрания ГРМ»? За двумя вещами. Первая. Чтобы посмотреть триптих «Посвящение Достоевскому», вырезанный из дерева Михаилом Маховым (1947-1976). Выставляется впервые.
Об этом художнике из Алма-Аты почти ничего не известно. Самое загадочное, как триптих попал в музей. В приходных документах значится: «по решению суда…». Вероятно, речь идет об имуществе, которое осталось после ранней смерти автора (возможно, самоубийце) и было выморочено в пользу государства. Но мало ли было художников, не имевших наследников? И много ли в советские годы музеи принимали в свои коллекции произведений безвестных авторов, когда стояла очередь именитых лауреатов и орденоносцев?
Тем не менее, маховский «Достоевский» оказался в собрании Русского музея. Это идеальный образец «арт-брют», искусства, идущего из глубин подсознания. Триптих Махова напоминает картины Павла Филонова, которые из того же источника.
Второй важный сюжет. Об относительности оценок. На выставке хорошо видно, как портрет писателя, вырезанный из дерева Любовью Холиной, обыгрывает бронзовую скульптуру Сергея Коненкова, награжденную на ЭКСПО-1958 в Брюсселе.
А блистательный литографированный экстатичный портрет Достоевского художницы Герты Неменовой на порядок лучше хрестоматийной ксилографии Владимира Фаворского.
Фанатам Кузьмы Петрова-Водкина будут интересны эскизы декораций к неосуществленной постановке «Братьев Карамазовых» в 1927 году в Госдраме (ныне снова Александринский театр).
Выбор «Города 812»
Константин Соколов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание».
Настоящий Раскольников – мрачный тип с уголовными наклонностями.
Вадим Шувалов