Зачем идти в Русский музей смотреть выставку Игоря Грабаря

Имя художника, историка искусства, издателя слышали все, кто хотя бы краем уха интересуется культурой. Но главным образом потому, что существует Реставрационный центр им. Грабаря (в просторечии – «грабари»), созданный им еще в 1918 году под благородным флагом – Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи. Сравнительно недавно стало известно про активность Грабаря по продаже  на Западе русских икон (см. тут).

Выставка в корпусе Бенуа Русского музея  – о Грабаре-художнике в год его 150-летия. 100 произведений из двух десятков российских музеев и частных коллекций. Яркие во всех смыслах картины до революции и постепенное затухание палитры художника после нее. Зато прожил относительно спокойно почти 90 лет. Для советских условий, будучи все время на виду, очень долго.

Еще Грабарь уникален тем, что был четырехкратным участником Венецианской биеннале. В 1907 году он участвовал в седьмом издании биеннале, в 1924-м – четырнадцатом, 1934-м – девятнадцатом и в 1956-м – двадцать восьмом. Последняя была первой послевоенной биеннале, в которой принимал участие СССР.

Выбор «Города 812»

В утренней росе (1907, ГРМ)

Дивная картина, чистый импрессионизм. Не показ влаги, а впечатление об утренней свежести. Впрочем, у Грабаря нет иступленной веры в изображаемое, что была  свойственна импрессионистам. Это игра образованного эстета.

Морозный день (1907, Дворец конгрессов, из собрания Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича).

Мороз ударил приличный, опять художник пишет впечатление: от прозрачности воздуха, сделавшего видимыми домики, засыпанные снегом.

Автопортрет с палитрой (в белом халате) (1934. ГТГ).

Шифровка. Белый халат намекает на руководство Реставрационным центром. Художники таких халатов не носят. На палитру выдавлены три краски – красная, белая, синяя. Это порядок цветов на сигнальном флаге Российского военно-морского флота. Означает «семерку» – знак удачи.

Николай Пунин, Игорь Грабарь и неизвестный (фото. 1930-е, ГРМ)

Обратите внимание, как нежно Грабарь держит под локоток одного из главных, если не самого главного, идеологов русского авангарда. Понимает его (авангарда) всемирное значение. Но никогда в этом не признается.

В.И.Ленин и прямого провода (1927-1933, ГИМ) – см. на заставке к тексту.

Икона соцреализма. Картина, начатая до создания Союза художников СССР(1932), законченная позже. Телеграфисты, сменяя друг друга «у аппарата», ночуют тут же. Только неутомимый вождь издает директиву за директивой сутками напролет.

Выставка работает до 20 сентября.

В.Ш.