Зачем идти в зал Франса Снайдерса (№245) в Эрмитаже

В зал №245 в Эрмитаже переехала на ПМЖ картина Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» (1659- 1675). Только что она выставлялась в Главном штабе в проекте «Думай о времени!». Это была премьера: картина была приобретена в 1935 году у Марка Философа, сотрудника Эрмитажа, он же сохранил диван, на котором умер Пушкин. Но долгое время полотно ждало реставрации.

.

Теперь «Роскошный натюрморт» помещен в зал Снейдерса, рядом с его огромными «Лавками» – рыбной, фруктовой, овощной.

– Этой акций мы показываем, что в Эрмитаже все время  что-то меняется. Сейчас время подумать, где «Роскошный натюрморт» смотрится лучше: в затемненном помещении выставки в Главном штабе или при естественном свете в здании Нового Эрмитажа. Начинается диалог «Роскошного натюрморта» с «Лавками», это пояснения Михаила Пиотровского, генерального директора Эрмитажа.

– Зал Снайдерса был сформирован в его нынешнем виде 100 лет назад усилиями Александра Бенуа, его ядром стали произведения фламандских художников XVII века, приобретенные Екатериной II. Это лицо нашего музея. Картина Хекке восполнила пробел в показе натюрморта «золотого века» фламандцев во главе с Рубенсом. «Роскошный натюрморт» – поздний натюрморт этой школы, совершенный по композиции и исполнению, изысканный, утонченный, с множеством смыслов, – дополняет Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства.

18 мая в Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», из собрания Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Там будет показано около 70 картин разных авторов. «Лавки» и «Роскошный натюрморт» останутся в зале № 245.

Для начинающих знакомиться с фламандским натюрмортом:

– омары – символы хвастовства,

– устрицы – женской чувственности,

– пирог и фрукты – удовольствий,

– попугай с зеркалом – тщеславия,

– обезьянка – пороков,

– раковины, стекло, часы – хрупкости и преходящести.

Белая ткань в центре – олицетворяет непрочность, если во время трапезы удастся ее не запятнать, то участники застолья сохраняют добродетель. Пока это мало кому удавалось.

В зале Снайдерса находится и дар художника Яна Фабра – объект «Глупость, стоящая на смерти». Чучело лебедя помещено над образом смерти, созданным из надкрыльев жуков. Глупость оказывается сильнее смерти.

Борис Вадимов