Зачем Русский музей показывает художника третьего ряда?

Только потому, что он друг Александра III?

 

Русский музей открыл мини-выставку художника-любителя Павла Жуковского (1845–1912), сына поэта Василия Жуковского. Специалисты по отечественному искусству не отводят этому художнику места даже во втором разряде. Только в третьем. Тогда почему его показывают?

Тут все дело в правильной биографии: Павел Жуковский – европеец и близкий друг Александра III. Сохранил оставшиеся у отца рукописи Пушкина, в итоге переданные в Пушкинский дом. Работал сценографом у Рихарда Вагнера.

Родился Жуковский в тихом Франкфурте (тогда еще не банковской и не авиационной столице), где его отец, знаменитый поэт, оставивший госслужбу, мечтал провести остаток дней в занятиях искусством. Остаток составил семь первых лет жизни сына. Павел Жуковский был вынужден приехать в Петербург под опеку дяди Михаила Рейтерна. Но слабое здоровье заставило снова сменить климат. В 16 лет – опять Германия, теперь Павел оказался в заботливых руках деда – художника Герхарда Рейтерна. Тот привил ему уважение к итальянскому Возрождению. Жуковский брал уроки у Франца Ленбаха во Флоренции, стал получать заказы как портретист.

Биографы Жуковского отмечают, что он морально поддержал старшую сестру Александру. Она была фрейлиной императрицы, пока у нее не случился роман с одним из сыновей Александра II.

Пара обвенчалась на Западе, ждала ребенка, но царь-освободитель не дал разрешения на брак. Для сестры Жуковского было куплено имение в Италии, папенькин сыночек от брака отказался, а качестве гуманного наказания был отправлен в кругосветное путешествие.

Возможно, это совпадение, и имя художника было на слуху в Петербурге и раньше, но вскоре свой портрет Жуковскому заказала Мария Николаевна, президент Академии художеств. Казалось, прямой путь в придворные живописцы отрыт. Но подвела дружба с Иваном Тургеневым, самым преданным русским фанатом Парижа. Именно тогда город становится центром европейской цивилизации. Жуковский не устоял. А тут еще Париж стали навещать русские художники – Репин, Боголюбов, Харламов.

Но фортуна переменчива: заказов становилось меньше, а тут Тургенев назвал Жуковского « плющом». Ему нужен дуб, чтобы за него цепляться. Друзья расстались навсегда. Но судьба выдала Жуковскому счастливый лотерейный билет. В Неаполе он случайно познакомился с Рихардом Вагнером. Композитор доверил безвестному русскому художнику создание эскизов и декораций к премьере «Парсифаля». Так и служил бы Жуковский в Байройте при знаменитом оперном фестивале. Но в 1883 году Вагнер покинул этот мир.

Тогда Жуковский отозвался на приглашение Александра III и стал делить свое время между Гатчиной (летом) и Веймаром (зимой). Современники утверждали, что художник был ближайшим другом царя. Для него нарисовал «Дафниса и Хлою». При Николае II Жуковский «уходит в отставку», получая специально созданную для него должность «заведующего наружной художественной частью всех зданий Московского Кремля». После революции 1905 года Жуковский покинул Россию. Большая часть его произведений пропала во времена двух мировых войн.

То, что сохранилось, рассеяно по всему миру. Может, это и к лучшему для художника третьего ряда.

Вадим Шувалов

  • Александр Третий с женой и ее родственниками