Зачем смотреть на Мартини в Эрмитаже

В постоянную экспозицию Эрмитажа вернулась «Мадонна из сцены Благовещения», созданная около  1330 года сиенским мастером Симоне Мартини.

В 2021 году в музее была показана выставка  «Искусство Средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии». Она вызвала такой интерес у публики и профессионалов, что Эрмитаж создал программу по исследованию и реставрации собственных произведений, находящихся в постоянной экспозиции: больших алтарных образов, выносных крестов и хоругвей, а также небольших икон.

Одной из первых стала «Мадонна из сцены Благовещения», отреставрированная в специальной мастерской по реставрации темперной живописи Эрмитажа. Это единственное произведение Мартини в России. Их и в остальном мире сохранилось немного. Основные держатели – Галерея Уффици и Музей Каподимоне.

В Эрмитаже хранится правая часть складня. Левая створка с образом архангела Гавриила находится в Национальной галерее искусства (Вашингтон). В диптихе представлена сцена явления архангела Гавриила Марии с благой вестью о том, что она родит Сына Божьего. Архангел застал Деву Марию за чтением. Она прикрывается мафорием, словно в смущении от появления неожиданного гостя. Изящными длинными пальцами Мария придерживает молитвенник. Из-под мафория (плаща) видны рукава красного расшитого золотом платья, оплечья которого мерцают драгоценными камнями. Не менее роскошно исполнен золотой фон, тонко прочеканенный и гравированный в виде ажурного орнамента.

Многие детали миниатюрного произведения теперь можно увидеть после раскрытия оригинальной живописи от слоев поновлений и записей. Исследование и реставрацию картины Симоне Мартини проводил реставратор Валерий Бровкин.

Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа:

– В ходе реставрации выяснилось, что поздние записи изменили фигуру Мадонны. У Мартини правое плечо и  левая рука изящнее. Она – истинно готическая Мадонна, более стройная, вытянутая, аристократическая. Фигура близка к знаменитому алтарю, который находится в Галерее Уффиции, а происходит из Сиенского собора. Там Мартини принадлежит центральная сцена – «Благовещение».

Эрмитажная икона – личный молельный образ из домовой капеллы. Мартини был художником для аристократов, работал для Папы Римского, на анжуйскую династию в Неаполе, в Авиньоне. Он был представителем интернациональной готики, в которой смешались и французские веяния, и сиенская роскошная культура, склонная к украшательству. Его образы напоминают эстетику готических романов о Прекрасной Даме. Симоне Мартини был рыцарем. Анжуйская династия наградила его титулом, посвятив в рыцари. После этого он подписывался «Рыцарь Симоне Мартини».

Живя в Авиньоне, Мартини подружился с Петраркой. Он создан портрет Лауры, который не сохранился. Можно считать художника зачинателем портертного жанра.

Кому изначально принадлежал диптих – неизвестно.    «Благовещение» происходит из собрания Григория Строганова, живщего в Риме. Икона попала в Эрмитаж в 1911 году по завещанию этого коллекционера, имевшего острый глаз на раннюю итальянскую живопись, и безупречную репутацию.

Историческое обрамление складня не сохранилось, но сохранилась имитация кожаного переплета, которая совпадает у «Благовещения» и «Архангела Гавриила». Это была традиция XIV века, делать складни в форме  молитвенника.

«Архангел Гавриил» попал в Вашингтон в начале ХХ века из Италии. Когда диптих разделили на две части, сказать трудно. Возможно, это произошло во второй половине XIX века. Тогдашние арт-дилеры считали, что по отдельности две половины диптиха продадутся дороже.

В.Ш.