Зачем идти в Театральный музей сравнивать Венецию Казановы и Петербург Дягилева

Вот некоторые рифмы и переклички, на которых построена драматургия выставки «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева» – главного выставочного проекта Театрального музея в 2022 году:

Венеция – Петербург. Карнавал комедии дель арте – карнавал жизни персонажей «серебряного века» в петербургских кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедианта».

«Любовь к трем апельсинам» Карла Гоцци и спектакль «Маскарад» Всеволода Мейерхольда (поклонника итальянского драматурга), премьера которого состоялась в канун революции 1917 года в России. Поставить итальянскую «фьябу» о красавицах, живших в цитрусовых, и их приключениях, Мейерхольду было не суждено.

Джакомо Казанова («У меня было достаточно денег, я обладал приятной внешностью, я был увлеченным игроком…»)  и Сергей Дягилев («Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих — нахал, в-четвёртых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашёл моё настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придёт»).

В проекте участвуют 20 крупнейших российских музеев: все гранды налицо, начиная от Эрмитажа. А также несколько частных коллекционеров, предоставивших важные для выставки произведения. И, конечно, сам Театральный музей. Всего показано более 100 картин, рисунков, костюмов, предметов театрального реквизита.  Но главное не сами предметы. Идея хороша.

Кураторы выставки – Наталья Метелица и Аркадий Ипполитов.

.

Выбор “Города 812”

.

Франческо Казанова. Портрет Джакомо Казанова. Рисунок 1750-е годы. ГИМ.

Единственное прижизненное изображения авантюриста и фантазера, хранящееся в России.

.

Константин Сомов. Портрет Сергея Дягилева. 1893. Частное собрание. Еще ничто не предвещает в этом 20-летнем мальчике будущую блистательную карьеру продюсера и культуртрегера.

.

Лео Бакст. Ужин. 1902. Русский музей.

Картина страшно возмутили просвещенную публику. Вульгарная дама, да еще и делает вид, что питается фруктами. Картина стала одним из символов русского «Серебряного века» как одного большого спектакля не про жизнь.

.

Сергей Поляков. «Привал комедиантов». Шарж. 1915. Литературный музей им. В.И.Даля.

Некоторые персонажи легко угадываются: выступает Осип Мандельштам – «Нам ли, брошенным в пространстве,/ Обреченным умереть,/ О прекрасном постоянстве/И о вечности жалеть»; Анна Ахматова, Николай Гумилев. Истории искусства определили почти всех.

.

Сергей Судейкин. «Моя жизнь». 1916. Частное собрание. Автор изобразил кабаре. «Бродячая собака» уже закрылась, «Привал комедиантов» только начинал. Автор изобразил себя справа. Нагая дама с зеркалом – Вера Боссе, с которой у Судейкина в то время был роман. Дама в центре в костюме Коломбины – Ольга Глебова-Судейкина, с которой художник расстался в 1915 году.

Слева – поэт Михаил Кузмин, который был в близких отношениях как с Судейкиным, так и с литературоведом Всеволодом Князевым, изображенным чуть выше.

Верхний ряд (слева направо): художник Савелий Сорин и композитор Артур Лурье.  Трое последних имели романы с Ольгой Глебовой.

Такова селяви.

Выставка работает по 16 апреля 2023 года

Вадим Шувалов