В российский прокат вышел фильм «Жена» – история про жену знаменитого писателя, которая ему не только жена. Снял этот американский фильм шведский режиссер Бьёрн Рунге. Героиню-трансформера сыграла актриса Гленн Клоуз. В России фильм окрестили феминистским. «Город 812» разбирался, что в нашем обществе понимают под феминизмом.
Самое интересное в «Жене», это даже не интрига в отношениях между престарелым мужем-писателем (Джонатан Прайс, обросший как старичок-лесовичок), и его женой, с которой он едет в Стокгольм получать Нобелевскую премию. Главное то, как вовремя этот фильм у нас вышел.
Да и интрига-то так себе – с самого начала понятно, что тихоня со стальным взглядом в исполнении королевы маньяков Гленн Клоуз, не просто жена и уж совсем не муза, и только такт по отношению к прокатчикам картины удерживает кинокритиков от спойлеров в рецензиях. Да, герои «Жены» уже сорок лет живут вместе, у них двое детей и даже один внук. Да, героиня как заботливая мамочка напоминает мужу про таблетки, которые нужно принять, радуется получению премии и позволяет до поры до времени пофлиртовать с молоденькой девушкой-фотографом. Но это маскировка, способная обмануть только очень наивного зрителя.
Она сама признается, что ее жизнь несколько сложнее, чем просто приносить себя в жертву этому неприятному, вечно жующему и забывающему имена собственных персонажей неопрятному мужчине. Ее истинная роль в их союзе становится неприлично очевидной уже в середине фильма, после того как в скучноватые сцены репетиции вручения Нобелевки добавляются флэшбеки, из которых зритель узнает, что она была его студенткой, училась писательскому мастерству и даже демонстрировала недюжинный талант, а после того как он бросил жену и дочку вышла за него замуж. Переход от роли любовницы к роли жены, а значит – хозяйки положения произошел у героини Клоуз не только в семейной жизни, но и в творчестве – став первой читательницей нового романа своего мужа, она становится и его главным критиком. После чего навсегда лишает этого самоуверенного, но слабовольного человека творческой потенции. В ответ он вполне по-женски находит утешение в обжорстве и супружеских изменах.
Намечающаяся здесь игра с гендерными ролями, а главное то, что муза-разрушительница, как и полагается женщине, сохраняет невинный вид, дает повод заподозрить режиссера Рунге в дьявольской иронии и тайном плане по очернению женщин всего мира.
Но, увы, это не так – ему для этой тонкой игры не хватает таланта, да и в Голливуде в нынешние феминистские времена такое кино не снимают. Фильм «Жена» тяжеловесно серьезен, и всерьез же рассказывает историю про несчастную женщину, ставшую жертвой мизогиничных мужских стереотипов и принесшую себя в жертву во имя любви к мужу.
Благодаря этому фильм был объявлен феминистским, и вполне возможно Гленн Клоуз дадут за него Оскар – об этом пишут в каждой второй англоязычной рецензии. При этом снята была «Жена» еще год назад – ее премьера на кинофестивале в Торонто, одном из самых влиятельных в мире прошла, в прошлом сентябре. Как считают кинокритики, создатели картины намеренно придержали ее до лучших времен – в прошлом году на Оскаре среди актрис и правда была крутая конкуренция. Ничего особенного в таких манипуляциях нет – за исключением того, что история с «Женой» происходит на фоне последствий движения #metoo, которое началось в Штатах в прошлом году. Будет ли это способствовать успеху Клоуз, мы узнаем в феврале будущего года.
У нас же выход фильма совпал с Медузагейтом – скандалом вокруг харассмента в редакции издания «Медуза». Его масштаб по сравнению с ураганом #metoo неизмеримо меньше, но для нашей патриархальной страны и это удивительно. «Жена» возникла здесь очень вовремя и стала кинематографическим продолжением дискуссий о том, чего можно или нельзя делать с женщиной.
Если такие фильмы считаются у нас феминистскими, нам явно не помешает продолжение этой дискуссии.
Елена Некрасова