Кому достанется медаль «За взятие Метростроя»

Что стоит за скандалами вокруг строительства метро?

Смольный осаждал «Метрострой» 10 лет – как греки Трою.  10 лет назад Смольный начал борьбу за контроль над ОАО «Метрострой». Тогда Росимущество передало городу 21% принадлежавших Федерации акций компании. В президентском указе по этому поводу говорилось, что городские власти должны провести допэмиссию и выкупить их, получив таким образом контрольный пакет. На тот момент город владел 25% через ГУП «Метрополитен». Но образовавшихся у него 46% голосов не хватило для принятия решения о допэмиссии. Против по вполне понятным причинам выступали гендиректор Вадим Александров и его сын Николай, имеющие на двоих 38%. (впоследствии они поменялись местами, и теперь компанией руководит Александров-младший).

С тех пор Смольный несколько раз пытался лишить Александровых контроля над компанией, поднимая вопрос о выпуске и выкупе допэмиссии, но безрезультатно. С 2011 года на конкурсы по строительству подземки стали заявляться другие компании. Что это было – желание властей попугать несговорчивую семью появлением конкурентов, лоббирование чьих-то интересов или реальное намерение разрушить монополию, однозначно сказать сложно. Факт, что и из этой затеи ничего не вышло: «Метрострой» неизбежно побеждал везде и только электродепо «Южное» подрядился строить «Трансстрой».

Последний раз власти в лице Игоря Албина заявили о допэмиссии в ноябре прошлого года. Вице-губернатор пообещал, что через полгода город выкупит акции компании на 1,5 миллиарда рублей. Представитель Смольного в совете директоров «Метростроя» внес соответствующее предложение, но понимания не нашел. «Рассмотрев данную инициативу, совет директоров предложил автору раскрыть детали того, как планируется проводить эмиссию и с какой целью. В процессе обсуждения выяснилось, что предложение содержит ряд ошибок и несоответствий действующему законодательству», – заявила пресс-служба компании.

Однако это наступление Смольного было хорошо подготовлено. С осени в судах лежали иски к компании на 2,8 миллиарда рублей – городские власти требовали от «Метростроя», который являлся генподрядчиком стадиона на Крестовском, возврата неотработанных, по мнению чиновников, авансов. Кроме того, ФНС выкатила ему претензии  на 800 миллионов. Негатива в информационный фон добавляли активно переживавшие из-за невыплат зарплат рабочие.

В ответ компания заявляла, что городские власти специально затягивают с приемкой объектов, чтобы обвинить ее в срыве сроков. Такого рода споры между подрядчиками и заказчиками – дело обычное, и, как правило, у каждой из сторон своя правда. Но к столь серьезным последствиям они приводят, только когда в этом есть политическая необходимость.

Поскольку «Метрострой» упорствовал, Смольный, сославшись на нарушение сроков сдачи новых станций, в конце января объявил о расторжении контрактов и пообещал уже через две недели найти новых подрядчиков. Компания оспорила действия властей и в одном случае добилась принятия обеспечительных мер: суд запретил расторжение до окончания рассмотрения дела. Таким образом, проводить новый конкурс по крайней мере по нему стало довольно рискованно.

Смольный давно хотел лишить Вадима Александрова (на фото слева) контроля над компанией.

С технической стороны дело выглядело еще хуже, чем с юридической. Шутка ли – «Метрострой» вытаскивает из строящихся тоннелей всю технику, а потом туда заходит новый подрядчик со своей. Вместо ускорения строительства метро Александр Беглов получил бы в предвыборный год полный паралич отрасли.

Понятно, что серьезно такой вариант вряд ли кто-то рассматривал. Речь, видимо, шла о том, что Смольный либо договаривается с «Метростроем» о допэмиссии, либо банкротит его. В последнем случае он мог забрать все активы предприятия и отдать их вновь созданной городской структуре. Сомнительная идея с точки зрения демонополизации рынка, но повторение московского опыта: там генподрядчиком является госкомпания, которая нанимает остальных на субподряд. Проблема варианта с банкротством в том, что это тоже долгая история. То есть остановка работ.

Известно, что перед объявлением о перемирии между Смольным и «Метростроем» заседал совет директоров компании. Который принял решение о проведении собрания акционеров и изменении устава. Возможно, что это – шаги по подготовке допэмиссии.

Однако нельзя исключать и того, что атака Смольного на Александровых в очередной раз провалилась. Если они наотрез отказались сдавать позиции, то городские власти неминуемо сталкивались с перспективой остановки работ в предвыборный год. Это в лучшем случае, а в худшем – еще и с обрушением недостроенных тоннелей и напрямую вытекающим отсюда выводом, что в Смольном собрались не самые лучшие управленцы. Перед такой перспективой они могли и отступить.

Станислав Волков