Первый в России транспорт на водородном топливе начинает испытания в Петербурге.
В начале сентября в Петербурге стартуют ходовые испытания опытного образца трамвая на водородном топливе. Сейчас его монтаж завершается в Трампарке №1, затем вагон выйдет на улицы. Это – первый в России общественный транспорт на водороде.
Машка выйдет ночью
Как рассказали «Городу 812» в ГУП «Горэлектротранс», проект создания транспорта на водородных топливных элементах реализуется совместно с ЦНИИ судовой электротехники (СЭТ), являющимся филиалом Крыловского государственного научного центра. Сейчас совместная бригада ученых и рабочих закручивают последние гайки на первом российском образце транспорта с инновационным двигателем. Любопытно, что платформой для испытаний нового топлива стал старый трамвай ЛМ-68М, выпускавшийся в Ленинграде до 1988 года и получивший в народе прозвище «Машка» (на фото на заставке к тексту).
– В сентябре действующий макет трамвая, оснащённый новой системой генерации энергии, должен пройти ходовые испытания на петербургских маршрутах в Московском и Фрунзенском районах. Трамвай будет работать ночью, без пассажиров, – сообщили в Горэлектротрансе.
В Крыловском центре комментировать проект отказались. По словам пресс-секретаря компании Юрия Червакова, врио губернатора Александр Беглов посетил Крыловский центр и «высказал неподдельный интерес к проекту».
– Если он станет легитимным губернатором, тогда, наверное, его интерес к проекту еще более укрепится. Мне дали понять, что нужно сделать паузу до начала октября. Не стоит думать, что новый трамвай прямо завтра зашагает по питерским улицам. Только после проведения испытаний власти города, исходя из полученных результатов, могут сказать, что им проект интересен. Тогда можно будет говорить о планировании реальной эксплуатации, – рассказал представитель компании.
По словам источника «Города 812», близкого к проекту, экспериментальный трамвай будет отрабатывать разные режимы движения и маневры на участке от Московского проспекта до Авиационной улицы. Испытания продлятся месяц, ориентировочный срок окончания – 2 октября. Одно из основных преимуществ водородного трамвая – ему не нужны провода, а значит, не придется строить контактную сеть. Поэтому рассматриваются варианты развития «водородного движения» на пригородных маршрутах – в Колпино, Сертолово, а также в аэропорт «Пулково».
– В Петербурге весь городской транспорт убыточен, поэтому получает субсидии из бюджета. Трамваи на водородных топливных элементах могут быть самоокупаемыми при той же стоимости билета, – уверен источник «Города 812».
Власти отмахиваются от внебюджетной трассы
По мнению профессора петербургского Университета путей сообщения, экс-министра путей сообщения РФ Анатолия Зайцева, водородная энергетика перспективна и полезна, за ней – будущее. Однако до повсеместного ее распространения в России далеко.
Еще в 2013 году ученый предложил связать аэропорт «Пулково» с Петербургом, используя другую инновационную технологию – магнито-левитационную (маглев). По словам Анатолия Зайцева, маглев разумно развивать в комплексе с водородной энергетикой: поезда на магнитной подушке могут получать энергию и от традиционных, и от водородных источников. По его словам, давно собран пул инвесторов, готовых прокладывать линии маглева в аэропорт «Пулково», а также к «Экспофоруму», Лахта-центру и пригородным жилым массивам. Бизнес готов вести строительство без использования бюджетных средств. Но власти отмахиваются.
– Почему? Один из чиновников мне признался: «Как работать с бюджетными деньгами мы знаем, а вот с частными – как?»… И понимай, как хочешь, – поделился Анатолий Зайцев.
В «Горэлектротрансе» говорят, что от момента опытной эксплуатации «водородной Машки» до выхода на маршрут нового трамвая может пройти четыре-пять лет. Для реализации проекта потребуется бюджетное финансирование в сотни миллионов рублей. Более точно оценить сумму пока никто не берется.
Что взрывается лучше: газ или водород
Источник «Города 812» объяснил на пальцах, как работает двигатель на водородном топливе, и чем он отличается от аккумуляторов, которыми, например, оснащены электробусы.
– Аккумулятор сначала нужно зарядить. Вы берете условную лопату, черпаете электроны и засыпаете в аккумуляторную батарейку. В итоге, в ней хранится много–много электронов. В водородном топливном элементе ток в виде электронов не хранится. Это не батарейка, а химический источник тока, в котором электричество не запасается, а производится. В результате электрохимической реакции водорода и окислителя (кислорода из воздуха) рождаются электроны, – объяснил эксперт.
По его словам, ничего общего, кроме названия, у водородной бомбы и водородного двигателя нет. Природный газ более взрывоопасен, чем водород. Во всем мире распространены автомобили на водороде, пассажирские автобусы и пригородные поезда на водороде ездят в Китае, Испании, США, Германии.
Китай – лидер водородной энергетики на планете. В июле этого года в КНР представили водородный автомобиль Grove Obsidian, способный автономно проехать более 1000 км. При этом длительность его заправки составляет три минуты, из выхлопной трубы при движении выделяется лишь водяной пар. В году планируется начать серийное производство автомобиля.
Елена Роткевич