Бенефис трех сестер. Биеннале уходящего года

Уходящий 2022 год стал ожидаемо богат на крупные и яркие арт-события.  После  суровой двухлетней пандемийной зимы уже в феврале на мировых выставочных площадках вроде как наступила долгожданная оттепель. Но передышка оказалась мимолетной и чуть позже короткая оттепель нежданно-негаданно  сменилась на новый европейский социокультурный ландшафт. 

Причудливым образом с этими обстоятельствами совпало и то, что в 2022 год прошли три крупнейшие и наиболее ожидаемые мировые биеннале современного искусства.

Они, благодаря пандемийным смещениям открытий, пришлись все вместе на уходящий год. Это лионская арт-биеннале, немецкая «Документа», прошедшая в Базеле, и, конечно, венецианская арт-биеннале. Все три выставки открылись весной или летом, когда новый и неожиданный общеевропейский контекст был уже вполне очевиден.  Разумеется, все они  разнообразными средствами незамедлительно  откликнулись на  наступившие обстоятельства. Ещё бы, ведь только организаторы и художники понадеялись наконец-то, после двух лет пандемийных тревог и хлопот насладиться беспечным эфиром  ранее привычной и неспешной арт-жизни, как практически все вокруг резко и неожиданно изменилось.

И сегодня, когда все три крупнейшие художественные фестивали мира уже закрылись (Лионская биеннале закроется вместе с уходом календарного года – 31 декабря), мы с вами можем обсудить  что же это было. А пока – устраивайтесь поудобнее.

.

Венеция без России

Очевидно, что  тема  детской сказки британо-мексиканской художницы Леоноры  Каррингтон «Молоко сновидений»,  ставшая кураторским девизом Венецианской биеннале-2022 , как нельзя точно выразила желание оторваться от современной  сюрреалистичной реальности в идеал художественных снов. Но сны снам рознь. И  важно, что арт-вектор нынешней венецианской выставки был задан итальянским куратором Венецианской биеннале 2022 года Чичилио Алемани (Cecilia Alemani)  ещё в контексте бывшей пандемийной реальности. Однако он вполне органично влился  в новый сюрреалистичный формат  действительности 2022 года.

  • Чечилия Алемане

Любопытно и то, что после отказа кураторов и авторов российского павильона от участия в венецианской экспозиции среди 213 авторов из 58 стран на венецианских площадках осталась только одна отечественная участница. Это  петербургская художница, выпускница Академии имени Александра Штиглица Евгения Мачнева.  Казалось бы – смелая девушка. Но, как ни странно, она сразу была  взята под надежную  охрану куратора. Мудрая Чичилия Алемани  после открытия биеннале решительно предостерегла  особо талантливых интересантов от попыток  связать личность и работы Евгении Мачневой с  актуальным политическим контекстом.

  • Евгения Мачнева

Можно лишь гадать, что было бы, не откажись куратор  Раймундас Малашаускас,  художники Александра Сухарева , Кирилл Савченков и остальные авторы павильона из России от участия в  Венецианской биеннале. В любом случае, это было их личное, а не навязанное мифическим  венецианским артобкомом решение.

А ведь ещё год назад идей для российского павильона было хоть отбавляй: одна из них была высказана комиссаром российского павильона на архбиеннале 2021 года Терезой Иароччи Мавикой:

«Как только меня назначили комиссаром, я сказала, что павильону срочно требуется «декомиссаризация». Это значит, что участие в работе над выбором проекта надо доверить людям, непосредственно включенным в разработку культурной повестки страны. Так родилась идея создания рабочей группы и художественного совета как инструментов, необходимых для того, чтобы не делегировать репрезентацию культурной жизни страны одному человеку», — сообщила она.

  • Павильон России в Венеции

Но теперь у только отреставрированного в прошлом году и опустевшего в этом российского павильона работы архитектора Алексея Щусева все шесть месяцев выставки неусыпно дежурила итальянская полиция.

(Забегая вперёд стоит сказать, что следующий арт-год будет во многом проходить в России под именем Алексея Щусева. Так, например, огромная ретроспектива мастера к  150-летию со дня рождения откроется в музее архитектуры, носящим его имя).

«Город-812» подробно писал о том, почему и как был создан  успех Венецианской биеннале этого года, не будем повторяться. Но, пожалуй,  ещё раз стоит сказать, что этот успех ещё долго будет отзываться эхом в художественном мире. И в кураторским идеях, и на  площадках Венеции в том числе.

Сейчас, в самом конце декабря, пришло известие о том, что художественным руководителем Биеннале 2024 года назначен директор  музея Сан-Паоло Адриано Педроса, первый латиноамериканец из всех венецианских  кураторов. Сможет  ли он приподнять уровень планки, заданный Аллемани? Посмотрим.

Но уже очевидно, что успех выставки этого года вовсе не только в том, что 10 процентов из художников-участников – мужчины, как пишут многие критики.  А прежде всего в  ясной  художественной доктрине  экспозиции и во многом – в возвращении к традиционным видам и жанрам павильонных  экспонатов. В сочетании, как правило, с абсолютным новаторством их методов. Например, такого количества пусть и нетрадиционной, но все же  круглой скульпторы сады Гардини и павильоны Арсенале не видели давно.

.

Лионский манифест хрупкой независимости

Из конкурентов Венецианской биеннале, которые в уходящем году  пытались, но не смогли по совокупности множества причин достичь ее высокой планки, конечно, следует выделить уже ставшую  знаменитой за 40 лет после первого открытия  биеннале во французском Лионе.

Вы скажете, что сейчас разнообразные арт (или dance, theatre, arh, design) биеннале повсюду растут как грибы после дождя. И будете правы – так и есть. Власти проводящих их городов тем самым пытаются повторить знаменитый экономический эффект Бильбао.

Но не забудьте, что эффект Бильбао произошел, прежде всего, благодаря художественному  гению архитектора-деконструктивиста Френка Герри,  построившего в  испанском Бильбао в 1997 году художественный музей Соломона Гуггенхейма. И только потом – благодаря грамотной экономической политике испанских властей, раскрутивших его шедевр, как символ региона страны басков, который , с их точки зрения, теперь следует обязательно всем и немедленно посетить.

И вроде бы такой эффект Бильбао в Лионе, уже 40 лет проводящий арт-биеннале мог получиться, но не вполне получился в этот раз. И причина здесь даже не в том, что перенесенная на год из-за пандемии  Лионская биеннале современного искусства совпала с венецианской и отчасти с немецкой «Документа».  Дело в высоте кураторской планки Чичилии Алемани, легким и классическим борцовским приемом  в одиночку сделавшей двух знаменитых лионских кураторов-тяжеловесов. А ведь они, как говорил герой братьев Вайнеров,  не зеленые парни были. И  их нынешняя кураторская идея называлась  модно и пафосно «манифест хрупкости» (согласитесь, ну  куда же нынче кураторам без хоть маленького, но манифеста, скрытой формы самоутверждения, даже если за ним стоит такое контрабандное контрастно звучащее  понятие, как хрупкость).

Смотрите сами: Сем Бардуил и Тил Феллрат — известнейшие независимые кураторы. Организованные ими выставки проходили в Центре Помпиду в Париже, Арабском музее современного искусства в Дохе, Музее Королевы Софии в Мадриде, галерее Тейт в Лондоне. Они входили в кураторскую команду 10-й Сиднейской биеннале, были кураторами павильона Ливана на Венецианской биеннале в 2013-м и павильона Объединенных Арабских Эмиратов в 2019 году.

И организация в Лионе, вроде как, была безупречной: выставка была разделена на 22 темы плюс вход, то есть 23 отгороженных пространства. Архитектурное оформление разработал  уже постоянный советник Лионской биеннале, «архитектор-музеограф» Патрик Бушэ.

.

Художница из Петербурга Наталья Симоненко посетила Лионскую биеннале.

– Как оцениваешь уровень организации кураторами Лионской биеннале уходящего года? 

– Уровень кураторской организации и режиссуры павильона, на мой взгляд, был блестящим. Входя, скажем, в основной павильон музея современного искусства в Лионе посетитель сразу попадает в мощный водоворот воронки кураторской идеи. Здесь все подчиняется их воле. И основная тема экспозиции связанная с восприятием художниками – в основном художницами из Камбоджи и Ливана – военных трагедий, происходивших в их странах, отзывалась в сердцах зрителей. Конечно, современный контекст отзывался  в этой экспозиции, несмотря на то, что она была задумана  ещё несколько лет назад. Но как точно совпала с ужасными событиями нынешнего года.

.

И спору нет – сама фактура Лионской биеннале была вполне рельефной. Так, бывший завод по производству бытовой техники, ныне заброшенный, стал крупнейшим выставочным пространством. В фабричных цехах были (хотя почему были, выставка ещё пару дней открыта) представлены все художественные формы, от живописи до мультимедиа, включая скульптуру и фотографию. А основой  наиболее ярких инсталляций стала постапокалиптическая реконструкция города, выполненная бельгийским художником Гансом Оп де Беком. Она провидчески называлась вполне в духе эсхатологичных трендов уходящего года: «Мы были последними, кто остался».

Но так случилось, что перед началом биеннале ее организаторы  заявили, что собираются в этом году в Лионе акцентировать экспериментальный характер  и привлечь разнообразные художественные силы. А будущую биеннале кураторы назвали  как «грандиозную, но изобретательную и смело свидетельствующую о нашем времени».  И уже по этому джентельменскому набору интеллигентоподобной интернациональной жвачки стало ясно, что Лион в этом смешавшем все и вся году  нервно курит, наблюдая за  венецианскими успехами Чичилии Алемени.

Так еще раз мы с вами получили доказательство того, что удачный или не слишком выбор кураторского креатива может изменить все и вся.

.

«Документа» запомнилась мощным скандалом

Если вы думаете, что основной мировой художественный ландшафт этого года складывался только из конкуренции Венецианской и Лионской биеннале, случившихся в одночасье, благодаря пандемийной воле, вы ошибаетесь.

Так как в этом году в немецком Касселе открылась ещё одна важнейшая европейская художественная биеннале – под немного бюрократическим названием «Документа». Она, также как и Лионская биеннале, не должна была совпадать по срокам с венецианской. Но пандемия все смешала.

Немецкая «Документа» проводится куда реже своих основных конкурентов – всего раз в пять лет. А открылась она в Касселе впервые более 30 лет назад. И  за прошедшее с тех пор время выращенная в тепличных условиях из не совсем понятного земному разуму приложения к  всенемецкой сельскохозяйственной выставке в крупнейший европейский художественный смотр «Документа» стала заметным событием в жизни как европейской, так и  мировой художественной жизни.

Так получилось, что по выставочной концепции этого года  художественный смотр  представляла Индонезия. И вроде бы ничего особенно экстраординарного это вполне себе в жанре общепринятого  языка politically correct представительство не предвещало. Да и симпатичные  работы индонезийских художников в совокупности с дружелюбной идеей общей художественной кухни базельских организаторов были вполне милы. В каждой мастерской и выставочном пространстве стоял принтер. На выставке была даже своя неслабая типография, где, несмотря на очередь из художников, участникам биеннальных событий можно было бесплатно издать практически все что угодно.

Как вдруг случилась серия абсолютно непредвиденных и крайне неприятных почти уголовных скандалов, напрямую связанных с «Документой».

Первый был куда мощнее следующих: на улице мирного и ничего не подозревающего Касселя вдруг возьми да появись громадное полотно, на котором был, помимо прочего, изображен солдат с головой свиньи и в форме израильской разведки Моссад. Нужно ли сообщать читателю, что полотно было снято менее чем за сутки, а посольство Израиля в Германии выступило с гневным твитом ещё раньше?

Второй скандал был чуть более томным по последствиям. Но по художественной атрибутике, в  принципе, мало отличался от предшествующего.

И, несмотря на то, что никто не отменял правило «антиреклама есть одно из правил рекламы», все эти пикантные обстоятельства в совокупности, создали тот незабываемый фон, который оставил  долгожданную и  широко разрекламированную немецкую «Документу» в далеком арьергарде художественно-биенального забега этого года. Про нее просто забыли в потоке новостей. А отрыв от непредсказуемого и непревзойденного лидера Чичилия Алемани и ее венецианского «Молока сновидений» и без того был абсолютно очевиден.

Бенефис трёх сестер заметят в галереях

Как случившийся в одночасье бенефис трех сестер отразится на тенденциях мирового артрынка?

Конечно, тенденции актуального мирового артрынка далеки от слепого следования линии, намеченной на той или иной крупнейшей биеннальной площадке. Но, несомненно, крупнейшие арт-дилеры и галереи внимательнейшим образом следят за успехом или его отсутствием в арт-фестивалях класса А и возможными векторами последствий. К тому же, скажем в Венеции многие павильоны стран сейчас живут не только за счет государственных структур и фондов, но и за счет привлеченных частных средств. А их владельцев куда больше, чем абстрактные государственные структуры,  интересует успех или  провал общей кураторской идеи смотра. Поэтому отрыв сюрреалистичной, на первый взгляд, и  вполне себе классической при внимательном анализе идеи  Чичилии Алемани может преобразоваться  в возвращение моды на  новую классику в крупнейшие галереи.

  • Венецианская биеннале – 2022

Да и в отток видеоарта. Ведь уже многие критики с любопытством отметили практически полное отсутствие видеоарта на площадках Венеции этого года

Конечно же, и в Венеции не все так беспечно. И в этом, и в предыдущем годах в организации биеннале Венеции найти недостатки не составляет особого труда. Их хоть отбавляй. Например, попробуйте зарядить мобильный в Гардини или в Арсенале. Это у вас может выйти только за пределами выставки. Организаторы словно забыли , в каком десятилетии мы живём.

Готов поверить на слово ранее бессменному на протяжении более 15 лет куратору российского павильона Семену Михайловскому, рассказавшему в одном из интервью о набивании итальянскими фирмами, связанными с биеннале, цен на услуги при оформлении экспозиции.

А вот чему никогда не поверить, – так это тому, что кто-то из тщательно отобранных интернациональных кураторов венецианского смотра сегодня назовет кураторский девиз пафосным, набившим оскомину, скучным и на самом деле антихудожественным  словом «манифест».

Или  не поверить тому, что куратор венецианской биеннале позволит ради скандала приклеить к плакату с девизом  выставки  антисемитский лозунг или карикатуру, как произошло в  этом году в «Документа».

Не такое у них воспитание, ещё раз цитируя Вайнеров.

Алексей Шолохов