5 самых масштабных проектов будущего 10-летия

Как Петербург строит светлое инвестиционное будущее и что конкретно нас там ждет? «Город 812» составил топ-5 самых масштабных проектов, которые должны быть реализованы в грядущем десятилетии.

 

Залив островов

400 000 000 000 рублей

Самый фантастичный проект, пока не имеющий конкретного названия. Поражает смелостью замысла, масштабом и административным напором, продвигающим реализацию. Рабочие имена проекта – «Новый Петербург», «Залив островов».

Суть. В Финском заливе в районе Лахты насыпать искусственный архипелаг из девяти островов. Жизнь там будет устроена футуристически.  Каждому острову определят свое назначение: на одном построят жилье, на другом – парк, на третьем – бизнес-центр,  а также – аэропорт, административные комплексы и т.д. Острова соединят между собой и с материком тоннелями, по которым запустят автомобильное движение и метро. То есть весь транспорт уберут под землю, чтобы не портить экологию. Здания соединят прозрачными куполами – чтобы защитить обитателей архипелага от непогоды. Внутри куполов – зимние сады, а воздух будут очищать специальные водоросли. Расположение островов на плане сделают похожим на цветок или пальму – по аналогии с намывными островами в Эмиратах.

Общая площадь намывного архипелага – 200 га. Планируется построить 3,2 млн квадратных метров жилья, и еще 1,8 млн квадратных метров займет коммерческая застройка.

О проекте впервые заговорили в мае 2017-го. Тогда же появился его эскиз. А уже к концу 2017-го в Смольный поступило поручение от председателя правительства РФ Дмитрия Медведева – «проработать возможность реализации инвестиционного проекта создания в акватории Невского Губы… искусственного земельного участка». Инвестором выступает ООО «Зингер-Девелопмент». По информации издания Фонтанка.ру, это ООО ассоциируется с матерью Евгения Пригожина – известного ресторатора и миллиардера.

По оценкам экспертов, стоимость проекта составит не менее 400 млрд рублей. Срок реализации – от 15 лет и дольше. В Смольном заявляют, что возможность для начала строительства у инвестора появится не ранее 2021 года. И то не факт.

Городские экологи уже выразили обеспокоенность перспективой нового намыва.  Федеральное агентство водных ресурсов по поручению Минприроды изучило этот проект  и сделало вывод, что его реализация может привести к «катастрофическим последствиям в период чрезвычайных ситуаций».

 

Город «Южный»

220 000 000 000 рублей

В 2018 году  неподалеку от Петербурга должно начаться строительство умного города-спутника «Южный», в котором поселятся не менее 134 тысяч жителей.  Это самый масштабный проект комплексного развития территории  (площадь 2012 га), реализуется в Пушкинском районе Петербурга. Девелопер – компания «Старт Девелопмент», подконтрольная  Захару Смушкину.

Город «Южный» отличается – по крайней мере, на бумаге – от всех существующих сейчас проектов массовой жилой застройки «умным подходом» к строительству.  Город запланирован малоэтажным, зеленым, плотность населения – вдвое ниже, чем в Петербурге. Почти половина территории зарезервирована под рекреационные зоны и  инновационный кластер. Еще 122 гектара отведут под размещение производств, которые будут генерировать рабочие места для южан. Якорем притяжения для новых жителей города должен стать «ИТМО Хайпарк» с кампусом университета ИТМО – петербургский аналог Сколкова. В конце прошлого года вышло распоряжение Правительства РФ о создании в «Южном» «ИТМО Хайпарка». В «Южном» обещают сразу же начать возводить социальную инфраструктуру – 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивный комплекс, восемь поликлиник и больница, 25 объектов культуры и искусства. Почти 16 га отдано под размещение объектов физкультуры и спорта. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 220 млрд рублей.  Строительство планируется завершить к 2033 году.

На начальном  этапе у проекта было много противников. В основном протестовали экологи – против вырубки деревьев и уничтожения Кондакопшинского болота, а также жители Пушкинского района, переживающие, что новый «мегаполис» загрузит дороги.

 

Восточный скоростной диаметр

165 000 000 000 рублей

Еще одна платная автодорога – Восточный скоростной диаметр (ВСД). Должна соединить Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Московский и Кировский районы. Общая протяженность трассы, включая мосты и тоннель под Невой,  – 24 км.  Предполагаемый автомобильный поток – 100 тысяч машин в сутки. Стоимость проезда будет такой же, как и на ЗСД. Стоимость всего проекта – порядка 165 млрд рублей.

Строительство должно начаться в 2019 году и завершиться чрез пять лет. Форма финансирования – государственно-частное партнерство.

Магистраль задумывалась давно, но когда дошло дело до определения  ее точного маршрута, городские власти столкнулись с массовыми протестами горожан, чьи дома оказались рядом с будущей дорогой. Люди выходили на митинги, устраивали флешмобы и писали Путину. В итоге власти согласились отодвинуть магистраль от домов.

Почти сразу же АО «ЗСД» (принадлежит Смольному) объявило конкурс на разработку документации, необходимой для начала строительства первого участка Восточного скоростного диаметра  длиной  3,2 км. Проект планировки территорий для размещения ВСД  должен быть завершен к декабрю 2018-го. Разработкой этой документации  за 101 млн рублей занимается «Институт «Стройпроект».

 

Переезд петербургского университета

55 000 000 000

 

Впервые в истории отечественной высшей школы крупный вуз хочет сняться с места и целиком переехать. Куда – пока не известно. Планы по переезду СПбГУ в единый кампус обсуждаются не менее пяти лет. Рассматривалось несколько участков. Сейчас к поискам места для СПбГУ подключилась Ленинградская область.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев неоднократно сетовал на нынешние условия жизни вуза. По его словам,  помещения университета  и его общежития разбросаны по городу: вуз занимает около 1 млн кв. метров более чем в 30 зданиях. При этом исторические здания  не приспособлены для современных исследований, поэтому нужен единый кампус, куда переедут почти 40 тысяч сотрудников и учащихся СПбГУ.

В новом кампусе хотят построить: медицинский комплекс (включая университетскую клинику на 700 коек), научный парк, академическую гимназию, лаборатории,  порядка полутора тысяч аудиторий,  спортивные объекты (бассейн обязательно) и общежития для студентов. По приблизительным оценкам стоимость проекта – не менее 45–55 миллиардов рублей.

В 2013 году по поручению премьера Дмитрия Медведева была создана рабочая группа «по  переезду» СПбГУ, которая все эти годы ищет и не может найти подходящий участок. Рассмотрено уже более 20 вариантов – в их числе территории в Курортном и Гатчинском районах, на Васильевском острове, – но все они были отвергнуты. Основная проблема в том, что требуется довольно большая площадка – минимум 120–150 га. При этом университет хочет, чтобы она имела отличную транспортную доступность, инфраструктуру и близость к городу. Таких мест осталось не много.

Сам Николай Кропачев на официальном сайте СПбГУ высказался за переезд  в  Гатчинский район.  «Тут около 150 гектаров земли, великолепные дороги, аэропорт «Пулково» в 15 минутах, доступность к Курчатовскому институту, который возглавляет декан нашего физического факультета Михаил Ковальчук»,  – сказал ректор Кропачев.

Что будет с историческими зданиями СПбГУ, пока неясно. По подсчетам экспертов, от их продажи можно было бы выручить 40–60 млрд рублей. При этом здание Двенадцати коллегий университет хочет оставить за собой.

Буквально на днях Градсовет Ленинградской области одобрил площадки для размещения кампуса СПбГУ: во Всеволожском районе на территории бывшего Ржевского полигона (530 га) и в Гатчинском районе в поселке Верево (300 га).

Примечательно, что два года назад участок в районе Дони – Верево площадью 134 га уже  предлагался СПбГУ. И тогда СПбГУ был отвергнут.

 

Аэроэкспресс в аэропорт «Пулково»

19 000 000 000 рублей

Конкурс на строительство аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта «Пулково» Смольный обещал объявить во второй половине 2018 года. Завершить строительство – к 2022 году.

Разговоры о прокладке рельсового маршрута в аэропорт идут почти десять лет. Сроки начала строительства и сами проекты переносились  много раз.

Последний одобренный Смольным вариант предполагает запуск электрички от Витебского вокзала в «Пулково» с остановкой в Купчине. Длина маршрута – 22 км, из них 14 км  – по территории города,  8 км  – по территории Ленобласти.  Практически везде трасса пройдет по существующим ж.д. путям, лишь участок в 5 км придется построить.  Время в пути от Витебского вокзала до станции Купчино  – 11 минут,  до «Пулкова» – 25 минут.

Общий объем инвестиций составит от 19 до 25 млрд рублей.  Проект предполагается реализовать на условиях ГЧП. Потенциальными инвесторами могут стать  банк ВТБ,  РЖД, а также китайские компании, которым Смольный предложил участие в проекте.

Елена Роткевич