После подведения итогов архитектурного конкурса на концепцию нового музея блокады решили задуматься над тем, что у него будет внутри. Создан экспертный совет при Центре музейных и выставочных проектов, который является оператором по созданию Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». В него вошли 23 человека. Председателем совета избран Никита Ломагин, историк блокады, проректор Европейского университета.
Опрошенные нами участники учредительного собрания совета оценили это событие положительно. Появляется площадка для обсуждения главного вопроса: о чем будет новый музей – о трагедии или подвиге. Но признали, что совет надо было создавать год назад, когда были выделены средства на строительство нового музея. А лучше – два года назад, когда городские власти приняли решение о необходимости такого комплекса.
Этого не было сделано, что сейчас сильно усложнило работу. Весной 2017 года была создана концепция музея как проекта значительного расширения Музея обороны и блокады Ленинграда (который расположен в Соляном переулке) с использованием 3 гектаров земли в районе Смольной набережной. Прежде всего, для организации исследовательского центра – Института памяти, образовательного и общедоступного информационного центров.
Но позже выяснилось, что открыт вопрос, будет ли новый музейный комплекс частью существующего музея или они будут существовать и развиваться по отдельности. Без ответа этот вопрос остается и по сей день, хотя все больше разговоров об автономном существовании двух музейных организаций. Хотя в основу конкурсного задания для архитекторов была положена концепция единого музея.
На заседании экспертного совета прозвучала мысль о том, что у нового музея нет своей музейной коллекции, ее надо оперативно создавать, привлекая семейные архивы и общественные организации блокадников.
Неожиданным для многих членов совета стало предложение Сергея Важенина, директора Центра выставочных и музейных проектов, в течение нескольких дней изучить и сделать замечания и внести предложения по розданной членам совета концепции экспозиции «Музей памяти блокады Ленинграда». И дело не только в сверхсжатых сроках. Когда не ясно, какими предметами, документами и т.д. обладает новый музей, трудно обсуждать подобную концепцию. По оценке источников, которые ознакомились с ней, этот документ создавался разными людьми в разное время. Возможно, он отражает сложную внутривидовую борьбу чиновников за влияние на реализацию музея.
Сейчас в концепции выделено 7 пунктов, которые должны быть раскрыты в экспозиции. Это преступления фашизма, спланировавшего преступления против человечности, в частности, блокаду Ленинграда. Катастрофические последствия войны, когда обе воюющие стороны относились к населенным пунктам как военным объектам, а не к местам жизни людей. Массовые потери гражданского населения, вызванные пренебрежительным отношением к нему руководства страны. Всемирно-историческое значение блокады как опыта героизма и трагедии. Исторические события глазами простых людей, ставших их участниками. Рассказ о том, как создавалась и пересоздавалась память о блокаде. Не дела военачальников и не планы сражений, а судьбы жителей и защитников города.
По мнению авторов концепции, экспозиция должна разворачиваться перед зрителем как театр истории и состоять из трех разделов: «Ленинградский дом» (жизнь представителей разных социальных групп в блокаду); «Смертное время» (зима 1941–1942 годов в дневниках свидетелей); «Человек на войне» (фронтовые дневники и свидетельства).
На вопрос, почему требуется так быстро выдать свои предложения по концепции экспозиции, Сергей Важенин объяснил: в любой момент его могут вызвать для подписания инвестиционного соглашения с городом, и он должен иметь на руках вычитанный документ.
В то же время он не назвал сроков объявления тендера на проект здания нового музейного комплекса (не путать с концепцией, которая была предметом архитектурного конкурса). Хотя первоначально этот тендер намечался на ноябрь 2017 года. Важенин объяснил задержку сложностями в имущественных отношениях.
По источникам, тендер не будет объявлен ранее апреля 2018 года. К этому времени будут приняты поправки в Правила землепользования и застройки Петербурга, и земля под будущим музеем окончательно перейдет из зоны улично-дорожной сети в зону общественной и деловой застройки. Остается открытым вопрос, какая из концепций будет положена в основу техзадания на проектирование.
В ходе обсуждений на экспертном совете возникла тема сохранения блокадной экспозиции в Особняке Румянцева, который принадлежит Музею истории Петербурга. Недавно при реставрации Белого зала особняка была разобрана модель бомбоубежища. Она занимала часть этого зала.
Блокадная экспозиция была открыта в 1964 году: одни считают ее безнадежно устаревшей, другие находят в ней дух времени ее создания, она сама стала памятником.
В любом случае в ближайшие два-три года остальной части блокадной экспозиции вряд ли что-то грозит. Потому что в начале 2018 года планируется закрытие на ремонт Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном городке. А город не может остаться совсем без блокадной экспозиции.
Вадим Шувалов