Министерство образования хочет изменить стандарт изучения литературы в школах. Список изучаемой литературы планируется расширить, но кое-что исключить (говорят, что исключат «Мы» Замятина и «Властелин колец» Толкина, хотя некоторые родители и не знали, что они в нынешней программе есть).
Андрей ПЕТРОВ, биолог, Институт экспертизы трудоспособности инвалидов:
– Ну зачем менять что-то в школьной программе?! Я думаю, для поднятия интереса школьников к литературе необходимо совершенствовать сами методы ее преподавания. Могу привести пример: в одной школе, прежде чем приступить к изучению Достоевского, учительница предлагает ребятам посетить в Лавре могилу Достоевского и сделать там селфи с его памятником. Оказывается, это сближает их с Достоевским.
Кирилл СЛОБОДСКОЙ, студент СПбГУ, начинающий книголюб:
– Индийский трактат «Камасутра». Понимаете, сегодня молодые не любят читать тексты, в «Камасутре» же текста нет, одни картинки, которые рассказывают о божественном и гуманном – отношениях между мужчиной и женщиной. Что вы смеетесь?
Григорий КУШНЕР, инструктор в области сертификации, фирма «ТЮФ»:
– «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана – это честная история нашей страны.
Леонид КОЛПАХЧИЕВ, реставратор книг РНБ:
– З0 лет назад я начал собирать для своих детей библиотеку из моих любимых книг – это были Майн Рид, Буссенар, Джек Лондон, из советских – Агния Барто, Заходер. А кончилось тем, что дети сказали: на фиг нам нужны книги…
Константин КОСТЮЧЕНКО, экономист, член Национального союза библиофилов:
– Надо знакомить школьников на уроках с настоящими книгами, изданными с 1918-го по 1940-е годы. Пусть увидят, что такое печать высокого качества, грамотное расположение текста, качество бумаги, отсутствие опечаток… Разве можно сравнить те книги с сегодняшними изданиями!
Михаил ПЕВЗНЕР, физик, Институт рентгенографии:
– Надо обязательно включить в программу забытую книгу писателя-археолога Линевского «Листы каменной книги». Во-первых, эта книга иллюстрирована настоящими наскальными рисунками; во-вторых, она учит юного читателя добиваться намеченной цели на примере ее героя – юного неандертальца, который из примитивного охотника сумел стать колдуном.
Александр МИХАЙЛОВ, инженер-конструктор, член клуба «Бироновы конюшни»:
– «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Еще наших полузабытых эмигрантов: Ремизова, Зайцева, Бунина.
Елена МОСКАЛЬЧЕВА, системный аналитик:
– «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля. Эта книга моего детства.
Семен АРСЕНЬЕВ, библиотекарь, Библиотека им. Пушкина:
– Надо включить Диккенса, его повесть «Большие надежды». Она учит жить, к тому же у Диккенса отличное чувство юмора, у наших писателей его не хватает.
Андрей ДОРОШИН, главный редактор альманаха «Невский библиофил»:
– «Колобок». Колобок – это главный герой русской литературы, потому что он готов катиться в любую сторону, ему все по плечу. Ребята будут учиться у него вере в успех и приспособляемости.
Эмилия Кундышева
(Пластилиновый Путин на заставке работы Федора Шумилова)