Раньше в школе учили. Теперь оказывают образовательные услуги.
Спускаюсь в лифте с юной соседкой. Одета не в драные модные джинсы, а в соответствии с неким дресс-кодом. «На экзамен?» – спрашиваю. «Нет еще, – отвечает. – ОГЭ в прошлом году был, а ЕГЭ только на будущий. Я же еще в десятом».
Между ОГЭ и ЕГЭ. Угу.
Про этот экзаменационный формат, который на втором десятке лет применения так и не стал привычным, пишут каждый июнь. Вот и нынче скандалы – варианты по математике и химии до экзамена в Сеть слили, в Нижнекамске выпускницу перед экзаменом сластолюбивая стража в поисках шпаргалок обшмонала до снятия нижнего белья… Впрочем, я не про ЕГЭ вовсе, а про то, что школа, прежде призванная учить, нынче всего лишь оказывает образовательные услуги. Вот чем не услуга – натаскать на сдачу ЕГЭ? А потому что не школа вовсе, а ГБОУ… Такая аббревиадабра.
Но – опять! – я и не об этом! Услуги так услуги. Какие-никакие, а знания все же на выходе остаются. Но если просеять школьную программу сквозь мелкое сито хоть бы и своего жизненного опыта и здравого смысла, то на сите этом останутся булыжники пройденного, но так и не пригодившегося, заготовки пьедесталов к памятникам потерянному времени. Каждый востребует свое, скажете вы. Но разве эта банальная мысль окупает потерянное время?!
… Мой шестилетний внук ходит в логопедический детсад – речевой его аппарат не поспевает в развитии за мыслительным. Садик этот уже как бы репетиция школы – даже домашние задания в специальных книжках-тетрадках нужно делать. С родителями. Мне, деду, родители с удовольствием передоверяют, когда оказываюсь под рукой. И вот достался мне как-то урок условного «природоведения», где зазубрить нужно было порядок смены времен года, раскрасить и сосчитать листочки-цветочки… Раздражение нарастало потихоньку. Во-первых, бездарные иллюстрации, которые на плакатах по гражданской обороне или технике безопасности априори являются родовым признаком жанра, а вот в детской книжке так рисовать – преступление. А во-вторых, внезапно подумалось, что не представить мне человека, который не знал бы к известному возрасту, что за весной следует лето, а за летом – осень. То есть вдалбливать в голову ребенка очевидность, которую он воспримет непосредственно из жизни, да попутно еще сотню открытий для себя сделает, – зачем?! Да еще и опошлить эту очевидность дурными картинками…
Школа наша всегда не только давала знания – нужные и ненужные, но и подворовывала попутно возможности самостоятельного открытия мира. Разве что повезло кому с талантливым учителем. Но стоит ли говорить об исключениях, если «правила» – главное школьное слово.
Мир стремительно меняется, ГБОУ наши, прости господи, спотыкаясь, колченого пытается поспевать… А лучше бы остановились, отдышались. Мне безумно жалко уроков чистописания. Тут набросятся: скоро и ручку-то жизнь отменит, с малолетства все по клаве стучат, кому эта каллиграфия нужна! А вот японские (не британские, заметьте!) ученые наисследовали такого в пользу чистописания… Прежде всего – это уроки тщания… Там много всего еще, но ограничимся пока этим и вспомним знаменитый призыв М.М. Жванецкого: «Тщательнéе надо!» А мы ж не умеем. Нас этому-то как раз и не научили…
Владимир Петров