Два года назад в Петербурге появился каршеринг (это краткосрочная аренда автомобиля – время за прокат считается поминутно). На Западе каршеринг считают одним из способов борьбы с засильем личных автомобилей. «Город 812» решил разобраться – прижился ли каршеринг в Петербурге?
Напомним, что каршеринг работает так: вы регистрируетесь в каршеринговой фирме и можете брать ближайшую свободную машину – какие машины свободны, видно на карте в мобильном приложении. Автомобили пользователи забирают и оставляют прямо на улице.
То есть для того, чтобы каршеринг был комфортным для пользователей – чтобы вышел из дома и тут же в 100 метрах нашел свободное авто, – каршеринговых машин должно быть много. По подсчетам специалистов – не менее 1000 автомобилей на 1 миллион населения. То есть для Петербурга надо порядка 5000 машин. У нас пока столько нет. Хотя рост имеется.
Год назад в Петербурге работали три каршеринга, сейчас – 4. Парк машин увеличился в 3,5 раза – со 170 машин до 600.
Всего в России 7,5 тысяч каршеринговых автомобилей. 75% – в Москве (работает больше десятка каршерингов). На всю Россию (каршеринг есть в Грозном, Уфе, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде), за исключением столиц, приходится не больше тысячи авто.
«Мы активно закупаем новые машины, – заявил директор по маркетингу компании YouDrive Кирилл Курашев. – Сейчас у нас их 2500, в том числе много в Петербурге. Ежедневно каждая машина используется от 8 до 10 раз в сутки, а средняя продолжительность поездки составляет примерно 40–60 минут. Пользователи постепенно оценили преимущества – дело не только в деньгах, но ведь еще и забот меньше: страховка, заправка, мойка, техническое обслуживание и т.д. Правда, штрафы оплачивают сами водители и машину со штрафстоянки забирают тоже они, но случаи эвакуации крайне редки».
Другие компании, в частности «Делимобиль», заявили, что сами могут ездить за своим авто на штрафстоянку, но за дополнительные деньги, взятые с клиента. Гораздо больше прокатчиков раздражают те, кто паркуется на газонах. Ходят слухи, что каршеринги боятся штрафов по «тарифу» для юридических лиц. И хотя эти слухи ничем не подтверждены, менеджеры каршерингов заклинают водителей не портить траву.
Словом, каршеринговые фирмы хвалят петербуржцев за соблюдение правил. Если в Москве уже сформировался черный список клиентов (в нем полторы тысячи фамилий), то Петербургу до этого еще далеко. «Нам вполне достаточно, что мы сотрудничаем с правоохранительными органами, так что обмен информацией с коллегами пока не наладили», – сказали в «Делимобиле».
Каршеринг RentMee, новичок на петербургском рынке, заявил, что львиная доля его клиентов – командировочные москвичи. И еще там сказали, что очень рады своему приходу в Петербург, который кажется им очень перспективным местом для бизнеса. Косвенно это подтверждает наша неудачная попытка зарезервировать там хотя бы одно авто: все машины оказались разобраны. У этого каршеринга, похоже, сформировалась особая ниша: машина для суточной аренды, что нравится гостям города.
Главная проблема каршеринга в Петербурге – бесплатная парковка в центре, поэтому найти место, где оставить машину, сложно. Пользователям обидно кататься лишних 10–20 минут по улицам в поисках паркоместа, зная, что за каждую минуту придется платить в среднем по 8 рублей. Правда, один из каршерингов уже уловил проблему и понизил утренний (до полудня) тариф до трех рублей в минуту.
Средняя поездка по Петербургу в каршеринговой машине длится 38 минут. Каждая машина за сутки совершает 8–10 поездок. В выходные машины берут на суточные тарифы.
В Москве и Петербурге 80 процентов пользователей – мужчины. В Москве, как уверяют, каршеринг закрепился в роли «второй машины для семьи». При этом собственный автомобиль достается женщинам, которые, во-первых, хранят в нем много важных вещей, которые должны быть под рукой, но в сумочку не влезают. А во-вторых, дамы не очень любят иметь дело с незнакомыми машинами. А мужчины с удовольствием осваивают каршеринг, им нравится каждый день ездить на разных машинах, пусть и маленьких. (Впрочем, в Грозном ситуация почему-то противоположная: там большинство клиентов – женщины.)
Пользование каршерингом связано с некоторыми рисками. На первом месте, конечно, ДТП, последствия которого придется оплачивать самостоятельно. На втором – кража аккаунта. Недавно дочернее предприятие «Ростелекома» Solar Security проверило на уязвимость 16 московских и петербургских каршерингов. Выяснилось, что многие используют незащищенные протоколы НТТР, не все способны противостоять атакам DNS spoofing и не гарантируют безопасное хранение данных. Операторы, работающие в Петербурге, по части информационной безопасности оказались не лидерами и не аутсайдерами. После того как это исследование было опубликовано, у «Делимобиля» в Петербурге две машины угнали, воспользовавшись чужим аккаунтом и паролем, а угонщиком оказался 14-летний школьник. Пароль для доступа он нашел в какой-то базе Интернета. К счастью для прокатчиков, полиция быстро нашла и машины, и похитителей.
«Мы активно включились в работу по укреплению защиты, – заверила нас пресс-секретарь “Делимобиля” Алена Балакирева. – Через несколько дней пользователям придется обновлять приложение, потому что в него будет добавлено несколько уровней безопасности. Пока что призываю пользователей нескольких каршерингов не ставить на все приложения одинаковые пароли. Скорее всего, взломали базу одного оператора, а потом попробовали тот же пароль у нас, и он подошел. Пользователи-новички публикуют в соцсетях скриншоты с приложения – а там виден логин. К сожалению, пользователю каршеринга не приходит никаких сообщений, если его аккаунтом кто-то вдруг воспользовался с другого аппарата. Вот если злоумышленник поменяет пароль – тогда придет SMS. Тот школьник угнал машины ночью, когда владелец аккаунта спал. Утром компания перед ним извинилась».
Подобный угон «Делимобиля» – уже третий или четвертый за полгода. Где-то в Петербурге существует прореха, на ликвидацию которой устремилась вся служба безопасности. В других городах подобной проблемы нет.
В целом претензии к пользователям каршеринговых машин стандартны: неаккуратность, курение в салоне, машину оставляют там, где она всем мешает (свою, наверное, поостереглись бы). Еще иногда оставляют автомобиль в закрытом дворе. Новый клиент видит на карте машину, бронирует ее, а подойдя, понимает, что из двора не выехать.
Свои жалобы есть и у пользователей. Приложения косячат, плату необоснованно списывают, деньги за бензин возмещают недостаточно оперативно. Многих удивляет, что в прокатных машинах закрыт доступ к нише с запасным колесом. Многих раздражает, что в приложении тупит видеокамера: если клиент обнаруживает на машине повреждения, он обязан сфотографировать их и отправить фото в офис – чтобы его не обвинили потом, что царапины появились по его вине. При попадании в ДТП тоже, естественно, нужно сделать фото и отправить. Иногда эти фотографии не доходят, и приходится ездить разбираться.
Для сбора жалоб на каршеринги существует специальный телеграм-канал. В нем, в частности, жалуются на гаишников, которые раньше к каршеринговым машинам якобы не придирались (впрочем, их и мало было), а теперь останавливают их и невзирая на тикающие часы начинают выискивать нарушения. И находят! Например, штрафуют за отсутствие знака аварийной остановки. Конечно, водитель не проверяет этот знак, когда берет машину. Еще все удивляются, почему у каршеринговых машин нет видеорегистратора. И детских кресел.
Кстати, в Москве помимо машин «Делимобиль» передает в краткосрочное пользование электросамокаты. Цена аренды – 100 рублей в час. В Петербурге о своих намерениях открыть у нас самокатный прокат заявил YouDrive.
Условия, на которых в Петербурге можно взять в прокат каршеринговый автомобиль
Компания | Делимобиль | Колёса | YouDrive | RentMee |
Зона действия | Внутри КАД и некоторые пригороды (Сестрорецк, Всеволожск). Есть своя стоянка в аэропорту. | Центр города.
|
Внутри КАД.
|
Петербург, область по дороге в Финляндию и Эстонию, трасса «Россия» вплоть до Москвы. |
Тарифы | Базовый. Поездка 7 рублей/минута, парковка 2,5 рубля/минута. Суточная аренда – 1999.
Сказка (с КАСКО). Поездка 8 рублей/минута. Суточная аренда – 2500. С 6 утра до полудня – 3 рубля/минута. |
Тариф Light.
Поездка 8,5 рублей/минута. Парковка 2,5 рубля/минута. Стоимость за сутки: 2400 (включено километров – 70 км). Тариф Smart. Поездка 2,5 рубля/минута плюс 18 рублей/км. |
Поездка 8 рублей/минута
парковка 2,5 рубля/минута. |
Поездка 5 рублей/минута.
Парковка 1 рубль/минута. Суточная аренда – 1300. |
Бензин | Оплачивается топливной картой «Лукойл», но при коротких поездках можно залить другой и предъявить чек. | Любой. Оплата при предъявлении чека. | Любой. Оплата при предъявлении чека. | Бензин за свой счет. Можно заливать 92-й. |
Машины | 400 Hyundai Solaris и Renault Kaptur. Обещают еще одну модель, но какую – не говорят. | 30 Hyundai Solaris, Smart Fortwo, Kia Rio, Skoda Rapid и Octavio, Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Fiat 500, Mini Cooper. | 120 Smart Fortwo, Mini Cooper. Для старых клиентов Mercedes Benz, Nissan X-Trail, BMW. | 30 Hyundai Solaris и Ravon R2. |
Последствия при ДТП по вине арендатора | Оплата ущерба до 25 тысяч при тарифе «Базовый». | 30 тысяч или 30% от суммы ущерба, если он свыше 100 тысяч. | При подключении опции КАСКО (1–2 рубля в минуту в зависимости от модели) – лимит 15000 рублей. Без КАСКО возмещение ущерба до 50 тысяч рублей, а если ущерб значительный – то 50 тысяч + 25% суммы, превышающей 70 тысяч. | Оплата ущерба до 50 тысяч. |
При ДТП, сопровождающемся грубым нарушением правил (пьяная езда, дрифт, другой человек за рулем, бегство с места ДТП) – штрафы до 500 тысяч. У всех компаний стандартное ОСАГО. | ||||
Регистрация | Можно удаленно. | Нужен визит в офис или встреча с курьером. Пользователь получает смарт-карту, которой можно открыть машину там, где не работает смартфон. | Можно удаленно. | Можно удаленно. |
Нина Астафьева