Борьба против «полицейской наркозависимости» не должна быть однократной

Почти одновременно с радостной новостью об освобождении журналиста «Медузы» Ивана Голунова пришло тревожное сообщение из Нальчика, где 7 июня точно по такой же «нарко-схеме» был арестован руководитель черкесской общественной организации «Хабзэ» Мартин Кочесоко. Вот только этот, столь же политически мотивированный арест особо резонанса, увы, не вызвал – даже в пределах Кабардино-Балкарии.

Понятно, почему: Мартин – не известный московский журналист, а всего-навсего активист регионального значения. И потому перспективы его уголовного дела выглядят куда менее оптимистично…

Что конкретно послужило истинной причиной задержания Мартина Кочесоко? Вероятно, то, что он возглавляет организацию, которая ратует за сохранение черкесской идентичности на основе традиционных обычаев и, в частности, выступает против законопроекта, превращающего изучение родного языка в школах республики – в факультатив. Сам Кочесоко – выпускник исторического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, специалист по черкесской культуре. Но что конкретно побудило власти проделать с ним то же, что они попытались незадолго до того проделать с московским журналистом? Скорее всего, участие Мартина в московском круглом столе Демократического конгресса народов России (сопредседателем которого он, к слову, является), где раздался призыв к – о, ужас! о, криминал! – защите принципов федерализма. Судя по всему, в современной России это по факту приравнивается к экстремизму. Правда, в УК соответствующей статьи ещё не появилось, но зачем она, когда всегда под рукой «стоящих на страже общественной безопасности» – стандартный пакетик с «неопровержимыми уликами»?..

МартинКочесоко

Тщательно расфасованные и упакованные профессионалами своего дела «нарко-улики» тянутся длинной белой нитью, соединяя недавние «дела» и «скандальные истории» журналиста «Общественного телевидения России» Николая Ярста, главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева, депутата Законодательного собрания СПб Максима Резника, Ивана Голунова и, наконец, Мартина Кочесоко. Всех этих людей объединяет не только то, что им приписывают связь с наркотиками. Все они – оппозиционеры, не ручные и годами прикормленные (над которыми никогда ничего не каплет), а независимые от Кремля и спецслужб, пытающиеся – в меру своих возможностей – сдерживать властный произвол и тем самым дающие жителям России шанс на защиту от почти тотального бесправия. И, по моему глубокому убеждению, было бы справедливо, если бы каждый из них мог рассчитывать на такую же солидарную поддержку, какую получил Иван Голунов от журналистского сообщества и общественности.
История с Голуновым, судя по всему, окончилась благополучно. Его уголовное преследование прекращено, и есть повод всем, кто боролся за его освобождение, праздновать маленькую победу.
Но что будет со всеми остальными, кого продолжает перемалывать наша карательная машина?
До тех пор, пока мы не поймем, что столичная оппозиция – не более важна и ценна для общества, чем региональная или местная, пока не научимся реагировать на каждый факт расправы с инакомыслящими так же слаженно и четко, как в случае с Голуновым, подобные истории будут повторяться и множиться. В том числе и в Москве, где на одного освобожденного Голунова придутся десятки арестованных и посаженных…
А тем временем общественность КБР, немногочисленные правозащитники, родственники и просто неравнодушные люди ищут для Мартина хорошего адвоката, собирают деньги, чтобы оплатить его услуги и подписывают петиции. Но об этом почти никто не знает…

София Кодзова, кандидат исторических наук, кавказовед, представитель кабардинского землячества в Санкт-Петербурге