В Петербурге измерили насилие в школах
Впервые в Петербурге проведено масштабное исследование, посвященное насилию в школе. Результаты впечатляют. Каждый третий пятиклассник заявил, что чувствует себя в классе небезопасно, каждый шестой – что его бьют. Каждый четвертый семиклассник сообщил, что становился жертвой буллинга. И еще невероятный факт: педагоги применяют к детям телесные наказания! Но и сами учителя страдают от детей. Что происходит за закрытыми дверями школьных классов? – результаты исследования изучил «Город 812».
Пятиклассником быть опаснее, чем семиклассником
В апреле 2019 года, по заданию Комитета по образованию СПб, Петербургская академия постдипломного педобразования (СПбАППО) провела анонимное анкетирование подростков «с целью выявления внутришкольного насилия». В опросе приняли участие 67051 ученик из пятых, седьмых, девятых классов школ всех районов Петербурга.
В анкете, которую предлагали заполнить подросткам, 20 вопросов. Одна их часть посвящена самочувствию ребенка в школе, другая – фактам проявления насилия со стороны учителей и учеников. Вопросы предельно конкретные:
– Били ли Вас в школе одноклассники или другие учащиеся?
– Часто ли Вам приходилось испытывать унижения, оскорбления, издевательства со стороны кого-то из сверстников?
– Случалось ли, что у Вас в классе педагоги применяли к ученикам телесные наказания?
– Чувствуете ли Вы себя в безопасности в школе?
– Случалось ли Вам быть жертвой вымогательства в школе?
По мнению исследователей, «чувство безопасности является одной из ведущих потребностей личности, оно особенно значимо для детей». Результаты опроса показали: самое низкое ощущение безопасности – у мальчиков 5 класса: 30% из них чувствуют себя в школе небезопасно. По сравнению с прошлым годом, дети стали чаще чувствовать угрозу в классах.
Очень осторожно эксперты констатируют, что «уровень физического насилия… находится на уровне, до некоторой степени вызывающим тревогу».
– Естественно для нашей культуры, что мальчики чаще, чем девочки, «выясняют отношения» с помощью физической силы. Свидетелем избиения являются мальчики и девочки почти поровну, и данная ситуация по мере взросления снижается незначительно. Возможно, это указывает на то, что старшеклассники стесняются признаваться в том, что физическое насилие применялось к ним самим. Количество учащихся, отмечавших позицию свидетеля насильственных действий, практически совпадает с количеством учащихся, не чувствующих себя в школе безопасно. Вероятно, даже увиденные действия насильственного характера в школе вызывают переживания тревоги, побуждая чувствовать школу как не совсем безопасное место, – заключают исследователи.
Физическое насилие в школах Петербурга
% ответивших утвердительно | 5 класс мальчики | 5 класс девочки | 7 класс мальчики | 7 класс девочки | 9 класс мальчики | 9 класс девочки |
Чувствуете ли вы себя в безопасности в школе? | 71 | 81 | 80 | 83 | 83 | 82 |
Били ли вас в школе одноклассники или другие учащиеся? | 16 | 11 | 13 | 8 | 9 | 5 |
Были ли вы сами свидетелем избиения кого-то? | 22 | 19 | 23 | 18 | 19 | 15 |
Групповые насильственные действия
В школах Петербурга уровень психологического насилия намного выше, чем физического. Травле одинаково часто подвергаются и мальчики, и девочки. «Групповые насильственные действия могут носить характер буллинга», – утверждают исследователи.
Они делят буллинг на две категории – физический и психологический.
К первой группе относятся: умышленные толчки, удары, пинки, побои, действия сексуального характера. Ко второй – словесные оскорбления или угрозы, преследование, запугивание, обидные прозвища, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов; обидные жесты или действия (например, плевки); вымогательство (денег, еды и т п.), принуждение что-либо украсть, повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы); изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом.
– В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. Очевидцы буллинга часто испытывают страх, а также чувство, характерное для психологического травмирования – беспомощность перед лицом насилия, даже если оно направлено не на них. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам, – говорится в исследовании.
Психологическое насилие в школах Петербурга
% ответивших утвердительно | 5 класс мальчики | 5 класс девочки | 7 класс мальчики | 7 класс девочки | 9 класс мальчики | 9 класс девочки |
Часто ли вам приходилось испытывать унижения, оскорбления, издевательства со стороны кого-то из сверстников? | 17 | 16 | 15 | 14 | 9 | 11 |
Бывало ли, что такие действия исходили от группы сверстников? | 14 | 13 | 24 | 13 | 9 | 10 |
Кибербуллинг круглосуточно
Самым распространенным видом психологического насилия среди подростков является кибербуллинг, или травля в соцсетях. Чем старше дети, тем чаще они сталкиваются с этой проблемой, причем девочки страдают чаще. Взрослые обычно не в курсе ситуации, и реже обращают на нее внимание, по сравнению с прямым психологическим или физическим насилием.
По словам экспертов, главная особенность сетевого кибербуллинга – круглосуточное вмешательство в личную жизнь.
– Такая травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчиваются и после школы. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронную почту…Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации… Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычной» травли… Незнание жертвой, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя. Травля в Интернете имеет большое значение для подростков ввиду их сильной включенности в общение в социальных сетях, – предупреждают ученые.
Буллинг в соцсетях
% ответивших утвердительно | 5 класс мальчики | 5 класс девочки | 7 класс мальчики | 7 класс девочки | 9 класс мальчики | 9 класс девочки |
Замечали ли вы, что кого-то подвергают травле в социальных сетях? | 15 | 16 | 22 | 25 | 24 | 27 |
А в целом, петербургские дети обычно ходят в школу с позитивным настроем – таких больше половины.
Состояние ученика в школе СПб
% по Санкт-Петербургу | 5 класс мальчики | 5 класс девочки | 7 класс мальчики | 7 класс девочки | 9 класс мальчики | 9 класс девочки |
Вы идете в школу обычно с хорошим настроением? | 66 | 78 | 66 | 67 | 61 | 62 |
Вы устаете в школе? | 56 | 62 | 69 | 69 | 71 | 76 |
У вас есть друзья в школе? | 82 | 93 | 93 | 91 | 91 | 92 |
Буллинг учителей: клички, слухи, интим
От одного до пяти процентов петербургских школьников заявили о том, что учителя применяли к ним телесные наказания. По мнению экспертов, не все подобные ответы правдивы, некоторые подростки могли ответить утвердительно «в шутку». Тем не менее, если подсчитать общее число детей, пострадавших от столь непедагогичного поведения учителей, то получается «довольно внушительное число», составляющее от 700 до 3300 человек.
– Психологическое насилие довольно распространено со стороны педагогов. От 10% до 15% школьников наблюдали в классе унижение, оскорбление учащихся. Это вызывает вопросы о причинах оскорбительных действий и их последствиях для психики детей и школьного микроклимата. В каком состоянии находятся учителя, если они вынуждены неадекватно реагировать на учащихся, нет ли проблемы отсутствия регулирования поведения учеников, когда брань оказывается единственным средством воздействия и реагирования? – задаются вопросом эксперты, проводившие опрос.
Однако, по их мнению, Петербург «показывает все же более высокий уровень взаимного принятия» учителей и учеников, по сравнению с общероссийскими показателями.
Весной 2018 года Высшая школа экономики опубликовала исследование, в ходе которого были названы основные виды буллинга, которым подвергаются педагоги в российских школах.
Почти 80% учителей отметили, что их дразнили хотя бы раз.
Почти 90% учителей знают, что им придумывали клички.
Более 85% учителей игнорировали ученики.
Почти 80% учителей столкнулись с тем, что на их уроках специально нарушали дисциплину.
Более 80% учителей считают, что ученики демонстрировали им ненужность их предмета.
Более 70% учителей сказали, что ученики жаловались на них руководству школы по надуманному/отсутствующему поводу.
Две три учителей отметили, что ученики обзывали их и демонстрировали им презрение с помощью жестов или взглядов.
О более половине учителей распускали слухи.
Треть учителей получали сообщения интимного характера.
Кроме того, более 40% учителей получали оскорбительные сообщения в социальных сетях.
Взаимная агрессия учителей и учеников в Петербурге
% ответивших утвердительно | 5 класс мальчики | 5 класс девочки | 7 класс мальчики | 7 класс девочки | 9 класс мальчики | 9 класс девочки |
Сталкивались ли вы в школе с оскорблениями в адрес педагогов со стороны учащихся? | 24 | 30 | 29 | 31 | 28 | 31 |
Случалось ли, что у вас в классе педагоги унижали, оскорбляли, обзывали учеников? | 10 | 10 | 15 | 15 | 13 | 14 |
Случалось ли, что у вас в классе педагоги применяли к ученикам телесные наказания? | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Управление гневом
По результатам исследования, сделаны выводы. Основной: в школах Петербурга – высокий уровень психологического напряжения.
Поэтому для школьников необходимо организовывать специальные мероприятия, направленные на профилактику агрессии и умение защищаться от нее.
Для педагогов нужно проводить образовательные семинары, на которых обсуждать причины агрессии между взрослыми и детьми, а также искать способы регуляции проблемы.
Елена Роткевич