12 дней электронного общения и пять личных посещений банков – и рассрочка по двум кредитам получена. С какими сложностями сталкиваются получатели «кредитных каникул» – рассказываем на конкретном примере.
25 марта президент Путин продлил нерабочие недели до 30 апреля. Сказал, что важно сохранить рабочие места и доходы граждан. Народ не понял, как это сделать, если не работать. В итоге закрылись многие, в том числе, салоны красоты. Пока до 30 апреля. Вот история моего мастера.
За нерабочий апрель ей выплатят 3000 рублей. Зарплату за март, когда салон работал, – отдадут только когда он откроется снова и заработает какие-то деньги. Тут вроде все так, как и говорил Путин – и место, и доход сохранены. И работодателя можно понять – откуда денег на зарплату брать.
Но у девушки (ее зовут Наталья) два кредита. Потребительский на зарплатной карте в Сбербанке и автокредит в банке «Санкт-Петербург». Очередной взнос по потребительскому кредиту подбирался.
В банках про кредитные каникулы знают. Даже подготовились. Очень оптимистично написано на сайте Сбербанка «Если вы испытываете временные трудности с оплатой кредита, банк может пойти навстречу».
Тут, конечно, напрягает слово «может» – то есть может пойти навстречу, а может и не пойти.
Хотя вроде все определено федеральным законом № 106-ФЗ – о предоставлении кредитных каникул гражданам, доход которых снизился более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за 2019 год. Отсрочку по выплатам кредитов предоставляют не всем – только тем, у кого кредиты небольшие. По ипотечным кредитам — максимум 4,5 миллиона рублей, по автокредитам — до 600 тысяч рублей, по потребительским кредитам для физических лиц — до 250 тысяч рублей, по кредитным картам для физических лиц — до 100 тысяч рублей.
Все определено, но понятно, что дьявол – в деталях и исполнителях.
В нашем случае кредиты маленькие – подходят под норму закона.
Но надо еще доказать, что твой доход снизился.
Сбербанк предупреждает:
«Если заемщик не сможет документально подтвердить в указанные сроки право на получение каникул, условия кредитного обязательства будут возвращены к прежним. Это значит, что образуется просроченная задолженность и будет начислена неустойка, ухудшится кредитная история, а кредитная карта, если она есть, не будет подлежать разблокировке. Именно поэтому мы советуем не торопиться с подачей заявки».
Чтобы получить отсрочку платежа в Сбербанке необходимо написать заявление, заполнить анкету на шести листах. Сбербанк (в нашем случае – отделение на проспекте Науки) требует, чтобы все заполняли заявления на сайте, сканировали их и отправляли. Если сканера дома у заявителя нет – это проблема. Впрочем, не самая большая.
Большая – предоставить справку от работодателя о том, что предприятие закрыто на карантин. Тут сложности – если фирма закрыта, кто выдаст эту справку? Но тут все хорошо получилось – бухгалтер салона пошла навстречу, приехала в офис и сделала справку.
Наталью в первую очередь волновал очередной, апрельский взнос по потребительскому кредиту, который ей было нечем заплатить. Она позвонила на горячую линию Сбербанка.
По телефону на вопрос о том, что будет, если она просрочит внесение взноса, ответили, что будут штрафы и пени. Поехала в отделение Сбербанка. Выяснять все на месте. И подавать заявление на кредитные каникулы.
В отделении банка крайне недружелюбная менеджер при приеме документов ответила: «Мы не уполномочены давать какие-либо объяснения. Все вопросы по телефону. Мы только приняли у вас документы».
Народу в отделении было много. Дистанцию никто не соблюдал. Обилие пенсионеров. Как только вышла из банка, пришла sms: срок рассмотрения документов до 1 мая. Через три часа пришло новое sms. Ответ дадут через 2 дня.
Через 3 дня пригласили в отделение подписывать договор. Потратив 3 часа, обнаружили много неточностей в договоре. Разные графики платежей и даже разная сумма кредита в двух экземплярах договора. Не подписали. Попросили приехать на следующий день.
В результате третьего посещения отделения Сбербанка договор на кредитные каникулы подписан.
Сбербанк дал кредитные каникулы на 4 месяца, как и просили. Сумму платежа уменьшили, но растянули еще на год.
В последнем по графику месяце два платежа с разницей в три дня. Сотрудники банка на это внимание клиентов не акцентируют. Если невнимательный и пропустишь – пени и штрафы. Но можно написать заявление, чтобы второй подряд платеж раскидали на предыдущие месяцы – тогда увеличится сумма ежемесячного платежа. Заявление можно подать не сейчас, а когда закончатся кредитные каникулы.
С двойным платежом в последний месяц программа настроена и в банке «Санкт-Петербург». Но этот банк никаких справок не просил. И ответил практически сразу. До июля дали каникулы, тоже повысили сумму ежемесячного платежа.
Вывод: могли бы и меньшую бюрократию разводить в трудных для народа условиях. Но у нас так всегда: ничего не добьешься, если не помучаешься.
Марина Большакова