В трех материалах, которые появились на сайте журнала 12 (см. тут), 15 (см. тут) и 21 марта (см. тут) 2020 г., было подробно описано как само скандальное событие, которое произошло 4 марта 2020 года в кабинете заместителя генерального директора РНБ по организации и контролю В.Короткова, когда он применил физическую силу к заведующей хозяйственным отделом РНБ Т.Кашановой, так и возможные мотивы его действий.
Очевидно, что Кашанова оказалась persona non grata в РНБ: причины этого также были подробно рассмотрены в процессе сопоставления предъявляемых ей лично претензий с документами, доказательно иллюстрирующими работу хозяйственного отдела во главе с Т.Кашановой.
Суета вокруг проверки и конфликт интересов
В статье «Скандал в Российской национальной библиотеке: бюрократическая фаза», опубликованной 21 марта 2020 г., я остановился на том, что продолжает работу комиссия, созданная в соответствии с приказом гендиректора А.Вершинина от 10.02.2020 № 66 «О проведении комплексной проверки финансово-хозяйственной, организационной и трудовой деятельности Хозяйственного отдела». Согласно этому приказу, должна быть проведена аудиторская проверка хозяйственного отдела, а работа комиссии завершится 27 марта 2020 г., после чего председатель комиссии В.Коротков представит акт проверки, включающий результаты аудита.
Я проанализировал состав комиссии, подобранный задолго до инцидента 4 марта 2020 г., и подчеркнул, что если бы гендиректор РНБ руководствовался здравым смыслом и думал о репутации – своей и библиотеки в целом, то после 4 марта радикально бы изменил состав комиссии, прежде всего, вывел из нее В.Короткова и заведующую юридическим отделом РНБ Л.Хазову, назначенную заместителем председателя комиссии (ту самую Хазову, которая спокойно смотрела на то, как Коротков подвергал Кашанову физическому насилию и словесным оскорблениям).
Я писал, что будут серьезные основания сомневаться в объективности и достоверности выводов комиссии по проверке с таким председателем и с таким его заместителем по причине вполне вероятной личной неприязни к Т.Кашановой, обнаружившейся в ходе инцидента 4 марта 2020 г.
Налицо конфликт интересов, тем более, что председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов – сам В.Коротков, да и вообще непонятно, как комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов будет анализировать на предмет конфликта интересов состав и работу комиссии по проверке хозяйственного отдела, если шесть человек из первой комиссии входят в состав второй комиссии, в которой всего девять человек?
В РНБ подумали-подумали, и через три дня после выхода моей статьи, 24 марта 2020 г. появился приказ генерального директора А.Вершинина № 101 (см. Приложение 1), из которого следует, что В.Коротков взял самоотвод, председателем комиссии по проведению проверки финансово-хозяйственной, организационной и трудовой деятельности хозяйственного отдела стал заместитель генерального директора по информатизации и массовым коммуникациям В.Сидорин, а Коротков стал простым членом комиссии.
Мне вспоминается в этой связи знаменитая фраза Нестора Кукольника: «Прикажет государь, завтра же буду акушером». М.Е.Салтыков-Щедрин, приведя эту замечательную фразу во «Введении» к «Господам ташкентцам», так ее прокомментировал: «Ответ этот драгоценен, ибо дает меру талантливости русского человека. Но он еще более драгоценен в том смысле, что раскрывает некоторую тайну, свидетельствующую, что упомянутая выше талантливость находится в теснейшей зависимости от “приказания”» (Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1988. Т. 3 С. 68). И далее: «Уверенность в нашей талантливости так велика, что для нас не полагается даже никакой профессиональной подготовки. Всякая профессия доступна нам, ибо ко всякой профессии мы от рождения вкус получили. Свобода от наук не только не мешает, но служит рекомендацией, потому что сообщает человеку букет “свежести”».
Это я к тому, что бывший председатель комиссии по специальности историк, о чем он мне несколько раз говорил сам (его служебный электронный адрес даже имеет вид clio@nlr.ru), а нынешний председатель проверочной комиссии окончил факультет журналистики СПбГУ.
Что же при таком background может помешать В.Сидорину и В.Короткову проверять финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного отдела? Поэтому в свете того, что писал Салтыков-Щедрин, лично я не сомневаюсь, что В.Сидорин, до этого известный мне как главный специалист РНБ по коту Мурзику, и с новым заданием, спущенным ему приказом № 101, справится с обычным для него блеском, доказав, что что не напрасно переместился из Президентской библиотеки в Российскую национальную вслед за своим шефом А.Вершининым.
Правда, формальный прием по пересадке со стула на стул и оставление В.Короткова в комиссии все равно внушают мне сомнения в объективности проводимой проверки, но тут уж ничего не поделаешь.
Кстати, 27 марта 2020 г. появился и другой приказ за нумером 110 «О продлении срока проведения комплексной проверки финансово-хозяйственной, организационной и трудовой адеятельности хозяйственного отдела». Пунктом 1 этого приказа окончание проверки, ранее намеченное на 27 марта 2020 г. (приказ гендиректора от 10.02.2020 № 66) перенесено на 17 апреля 2020 г., а пунктом 2 председателю комиссии В.Сидорину «в срок до 23.04.2020 представить акт проверки, включающий результаты аудита» (см. Приложение 2).
С моей точки зрения стороннего наблюдателя продление срока совершенно закономерно. И назначение нового председателя комиссии по проверке тут вовсе не при чем. Я предполагаю, что создание этой комиссии 10 февраля 2019 г. вовсе не предполагало ни активных действий со стороны Т.Кашановой, ни той опасной публичности, которую приобрел и сам инцидент 4 марта, и многие детали (да и то еще не все!) деятельности хозяйственного отдела, которые опубликованы на сайте журнала «Город 812». Добыча поначалу, как я думаю, представлялась легкой и не требующей особого бюрократического изощрения, достаточно было некой формальной бумаги, подписанной всеми членами комиссии, бумаги, доказательность и объективность которой никто и проверять не станет, потому что кто же осмелится возражать Короткову, великому и ужасному, и станет сопротивляться?!
Но потом стало понятно, что следует проявить осторожность, подготовиться получше, тем более, что и Т.Кашанова исковое заявление уже в суд подала, и журнал проявил ко всем деталям дела повышенный интерес, и акт проверки наверняка будут изучать под лупой. А это уже совсем другая ситуация. Как говорится в известном анекдоте, концепция изменилась…
Так что посмотрим, что в срок до 23 апреля 2020 г. представит В.Сидорин. Во всяком случае, пандемия и карантин помешать работе комиссии не должны, если исходить из того впечатления, которое стараются произвести на посетителей сайт РНБ. Так, например, интервью гендиректора А.Вершинина газете «Санкт-Петербургские ведомости» 7 апреля 2020 г. начинается с категорического заявления: «Российская национальная библиотека на карантине, но она отнюдь не прекратила свою работу. По мнению нашего собеседника гендиректора РНБ Александра ВЕРШИНИНА, такие обстоятельства – своего рода проверка на прочность» (Публичку даже коты охраняют. Как РНБ работает во время пандемии? – см. тут).
Министерство культуры – театр абсурда
Как практик переписки с Минкультуры могу уверенно заявить: тот, кто имеет с этим ведомством дело – тот в цирке не смеется.
Сначала 11 марта 2020 г. с заявлением на имя министра культуры обратилась Т.Кашанова. Ответ ей от 31.03.2020 № 299-14-02 см. в Приложении 3.
Из ответа следует, что письмом Минкультуры от 17.03.2020 № 245-14-01 «РНБ информирована о необходимости проведения служебной проверки и принятия мер дисциплинарного взыскания в отношении виновных лиц». О результатах служебного расследования Кашанову обещали информировать дополнительно.
Одновременно в письме из министерства указаны обязанности руководителя учреждения в соответствии со ст. 212 и 227 Трудового кодекса РФ: вызвать бригаду скорой помощи, обеспечить вызов полиции… Ничего из этого набора сделано не было, поскольку в тот момент исполняющим обязанности гендиректора был сам В.Коротков.
Наконец, согласно ст. 193 ТК РФ у руководства РНБ есть месяц на проведение служебного расследования. Месяц этот закончился 4 апреля 2020 г., но Кашанова сообщила мне, что результатов расследования ей так и не представили.
18 марта 2020 г. написал заявление министру культуры Ольге Любимовой и я. Приведу его текст целиком.
По поводу скандального поведения
руководства Российской
национальной библиотеки
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемая Ольга Борисовна!
Как пользователь Государственной публичной / Российской национальной библиотеки (РНБ) я ее посещаю с 1977 года; как журналист постоянно пишу о ее проблемах, начиная с 1991 года.
Сейчас, после того как директором РНБ стал А.П.Вершинин, состояние, в котором оказалась библиотека, стало особенно нетерпимым.
Прежде всего, это связано с тем, что Вершинин А.П., назначенный генеральным директором РНБ распоряжением Правительства РФ от 27.08.2018 № 1755-р, практически все свои полномочия передал заместителю гендиректора по библиотечной работе Тихоновой Е.В. и заместителю гендиректора по организации и контролю Короткову В.О.
Эту переуступку исключительных полномочий генерального директора РНБ я подробно описал в двух статьях:
1) Кто на самом деле руководит Российской национальной библиотекой?/; 2019. 21 сентября;
2) Российская национальная библиотека. Перераспределение власти идет полным ходом; 2019. 9 октября.
Результатом перераспределения власти стало сосредоточение практически всех властных полномочий в руках бывшего начальника отдела кадров Короткова В.О. Достаточно сказать, что и сама эта должность была придумана специально под Короткова В.О.
Фактически сейчас Коротков В.О. является генеральным директором РНБ, хотя распоряжением Правительства РФ был назначен другой человек. И, как я считаю, <…> РНБ непозволительно увеличен руководящий и управленческий состав, а РНБ превратилась в кормушку. <…>
Что же касается РНБ в целом, то она находится в состоянии полной стагнации, если не активной деградации (см. мою статью от 10 февраля 2020 г. , а также статью от 6 марта 2020 г.).
Причина, по которой сам Вершинин А.П. не желает лично исполнять свои обязанности, покрыта тайной. То ли он тяжело болен, то ли некомпетентен, то ли просто отчаянный лентяй.
Что касается Короткова В.О., то он не в состоянии исполнять обязанности гендиректора РНБ ввиду, прежде всего, того, что он не соответствует и требованиям, которые предъявлены заместителю гендиректора РНБ по организации и контролю должностной инструкцией от 04.10.2019 № 974, утвержденной Вершининым А.П.
Так, например, он, если судить по его действиям, а точнее – бездействию, явно не знает профиль и специализацию РНБ (пункт 1.4), он не имеет стажа работы на руководящих должностях в соответствии с профилем РНБ не менее 5 лет (п. 1.3).
И это при том, что должностная инструкция была явно написана непосредственно под Короткова В.О., поскольку ранее такой должности в РНБ не было вообще.
По моему убеждению, должность заместителя гендиректора по организации и контролю вовсе не нужна РНБ; нужна она только самому Короткову В.О., которому позволила сделаться фактическим гендиректором РНБ.
Наконец, 4 марта 2020 года Коротков, уже вконец распоясавшийся, избил начальника хозяйственного отдела Кашанову Т.В., молодую женщину 32 лет, которую Коротков с 2018 года пытается выдавить из РНБ.
В отношении Короткова 28-м отделом полиции Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело.
Однако гендиректор Вершинин А.П. даже не обратил внимания на своего распоясавшегося заместителя. И тот продолжает, как ни в чем не бывало, управлять всей библиотекой.
Все обстоятельства этого позорного для РНБ инцидента я изложил в двух материалах, в которых опубликованы все документы, доказывающие факт избиения. Статьи объясняют причины войны, которую Коротков В.О. объявил Кашановой Т.В., уже уведомленную об увольнении с 05.06.2020 вместе со всем ее хозяйственным отделом:
1) Российская национальная библиотека. Битва за чистоту рядов с участием полиции; 2010 . 12 марта;
2) «Они делили между собой контракты по предоставлению клининговых услуг на всех объектах РНБ»; 2020. 15 марта.
По моему убеждению, Коротков В.О., который покалечил Кашанову Т.В., не может оставаться не только на посту заместителя гендиректора РНБ, но и вообще в РНБ на любой должности. В его позорных действиях я усматриваю признаки ст. 115 УК РФ.
Я прошу Вас вмешаться и навести порядок в Российской национальной библиотеке, уволив Короткова В.О. и заменив Вершинина А.П. на компетентного и дееспособного гендиректора.
Это надо сделать срочно, пока Коротков не избил еще кого-то.
М.Н.Золотоносов
* * *
Ответ из Министерства культуры от 13.04.2020 № 331-14-02 (см. Приложение 4) показывает следующее.
Переуступка полномочий, осуществленная гендиректором РНБ министерство, если судить по этому ответу, вообще не волнует.
А «относительно конфликтной ситуации, возникшей между заместителем Генерального директора РНБ Коротковым В.О. и заведующей хозяйственным отделом Кашановой Т.В.», меня проинформировали, что «библиотекой будет проведена служебная проверка».
При этом В.В.Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития, автор ответов и Кашановой, и мне, видимо, забыл, что согласно его письменному ответу Кашановой результат служебной проверки должен был появиться уже 4 апреля 2020 г.
Однако этого результата до сих пор нет, и Ванькова это вовсе не удивляет.
Впрочем, гораздо интереснее совсем другое. Почему на все заявления отвечает директор Департамента информационного и цифрового развития?
Согласно информации на сайте Минкультуры, Департамент осуществляет деятельность по цифровой трансформации отрасли культуры, автоматизации деятельности Минкультуры России, управлению информационно-телекоммуникационной инфраструктурой Минкультуры России, обеспечению информационной безопасности, координации деятельности и развитию библиотек, информационному освещению деятельности Минкультуры России, популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.
Да, в структуре Департамента есть отдел библиотек, но каким образом – с учетом функций Департамента – заявления Т.Кашановой и мое попали в отдел библиотек именно этого Департамента? Разве поднятые нами проблемы хотя бы как-то связаны с координацией деятельности и развитию библиотек?
На самом деле тема обоих заявлений проста: заместитель генерального директора РНБ покалечил заведующую хозяйственным отделом. Именно Министерство культуры 4 октября 2019 года согласовало назначение Короткова на должность заместителя гендиректора. Следовательно, министерство должно хотя бы высказать свою точку зрения по этому вопросу, коль скоро по п. 4 Устава РНБ библиотека находится в ведении Министерства культуры. Тем более, что письмом Минкультуры от 17.03.2020 № 245-14-01 «РНБ информирована о необходимости проведения служебной проверки и принятия мер дисциплинарного взыскания в отношении виновных лиц». Прошел месяц – и что?
Кстати, по п. 4, подпункту 14 Устава РНБ министерство осуществляет контроль за деятельностью библиотеки в соответствии с законодательством РФ. Из ответа Ванькова, который он прислал Кашановой, прямо следует, что нарушены ст. 193, 212 и 227 Трудового кодекса. Значит министерство обязано вмешаться и, установив факты нарушений, потребовать наказания виновных, а в случае отказа – расторгнуть договор с гендиректором по п. 8, подпункту 1 Устава РНБ. То есть все рычаги в руках министерства имеются, только они пока не желают ими пользоваться. На что-то надеются?..
В заявлении на имя министра культуры я поставил вопрос о возможности пребывания Короткова на его должности. Кашанова написала о том, что ей нанес физическое увечье Коротков. А нам отвечают специалисты по координации деятельности и развитию библиотек (ответ Кашановой готовила референт отдела библиотек М.И.Панкратова, мне – советник В.В.Иночкин). Это уже театр абсурда.
Эти ответы – отписки, неопровержимо доказывающие, что по существу проблему никто не рассматривал и рассматривать пока не желает. Понятно, что такова технология «спускания на тормозах», что заявления направляют не туда умышленно. Иначе говоря, Министерство культуры пока пытается таким образом защитить Короткова и саботировать конструктивное рассмотрение заявлений. Для чиновников это естественно, они иначе и не работают, с первого раза пробить эту цитадель никогда не удается.
На самом деле в составе Министерства культуры есть, во-первых, Отдел государственной службы, кадров и наград, во-вторых, Департамент управления делами, включающий отдел контроля и обращений граждан, в обязанности которого как раз и входит рассмотрение устных и письменных обращений граждан, относящихся к компетенции Министерства.
Я лично считаю, что после 4 марта 2020 года Коротков В.О., не должен оставаться в должности заместителя генерального директора РНБ. Не говоря уже о том – про это я тоже написал в статье от 15 марта 2020 г. – он не соответствует всем требованиям должностной инструкции заместителя гендиректора по организации и контролю.
Так что вывод простой: пока министерство встало на защиту Короткова путем саботажа, поэтому надо продолжать работу.
Михаил Золотоносов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4