Похожи ли нынешние американские бунты с сокрушением монументов на сокрушение тупикового Рима перспективными варварами?
Нет. И вот почему.
Германцы, захватившие и расчленившие Рим, заложили политико-правовую культуру новой Европы.
Иными словами, у них была своя цивилизационная программа.
Нынешние варвары, низвергающие «культуру угнетения» – просто взбесившиеся консьюмеристы.
Их культура – культура упрощенного потребления, им больше ничего не надо, кроме «хлеба и зрелищ для всех, а также – на закуску – гладиаторских боев между бывшими господами».
Никакого нового витка истории это не сулит, как его не сулило, увы, восстание Спартака (при том, что сам Спартак как раз «большую программу» имел – он хотел увести рабов за Альпы и дать им свободу, но большинству его соратников это было не нужно).
В происходящем сегодня в США и в мире есть один реально будущный момент – всеобщий обвал уважения к державным и государствообразующим мифам.
И если бы это происходило на фоне создания альтернативной – пост-державной – гражданско-политической культуры в каждом конкретном регионе, это было бы славно.
Но именно тогда не поливали бы краской Сервантеса и Черчилля, не педалировали расовый момент и вообще не концентрировались бы на SJW-борьбе, разобщающей, а не сплачивающей граждан единого регионального дома.
Ибо региональная революция – это революция низового консенсуса и борьбы с глобальным диктатом, а не низового конфликта и борьбы за торжество глобальной и жёстко SJW-унифицированной общемировой повестки.
А в сегодняшних американско-европейских протестах на первое место выходит именно конфликт. А точнее, целая серия конфликтов.
«Либералов» и «консерваторов». «Белых молчаливых расистов» – и «громогласных цветных сотоварищи», богатых и небогатых, старых и молодых и т.д.
Но с таким гнилым рецептом питательной регионально-анархистской революционной каши не сваришь.
Будет очередной поколенческий пшик, какой уже случился чуть меньше десяти лет назад в истории с Оккупаем. Вот почему сравнивать происходящее ныне с торжеством «молодых задорных варваров» – над старым одряхлевшим Римом никаких оснований нет.
Я уже не говорю о том, что победители-германцы к покорённой ими римской культуре относились с глубочайшим пиететом. Ведь если бы Средние века в самом деле были бы такими «темными», как многие до сих пор полагают, не наступило бы вслед за ними ни Возрождения, ни Нового времени.
А то, что маячит в перспективе сегодняшних бунтов, – увы, не новая карта нового мира. А всё та же карта, только поцарапанная, подранная и переставшая радовать глаз.
Даниил Коцюбинский