Слушал в эфире радиостанции, то ли «Эха Москвы», то ли «Комсомольской правды» (которая, видимо, по просьбе кураторов, превращается в некое подобие «Эха», но, так сказать – для народа) интервью с одним молодым белорусским оппозиционером по имени Павел (не Каторжевский). Корреспондент его спрашивает, как он и его товарищи относятся в госпоже Алексиевич, нобелевской лауреатке по литературе, которая включена в Координационный комитет белорусской оппозиции. Отвечает: «Для нас это всё равно что Лев Толстой для русских».
«А вы её книги читали?» – уточняет корреспондент. «Нет, в последний раз я книгу в руках держал в 2009-м, когда никак не мог экзамен в институте сдать. Сейчас книги не читают, сейчас видео смотрят», – заявляет парень.
Я не знаю, заслуживают ли книги Алексеевич того, чтобы на них тратить время. Наверное, нет. В интервью она предстаёт банальной демшизой, а это неинтересно. И то, что ей дали нобелевскую премию по литературе, указывает на вырождение этой премии. Но дело не в этом. Человек признаётся в том, что он дебил, и не видит в этом никакой проблемы. Сейчас же видео смотрят!
Вот такие люди приходят в политическое движение. Чем дальше, тем их будет больше. В России та же проблема – уверен. Я понимаю, что брюзжу. Но заниматься политикой в мире, в котором интеллектуальный багаж пополняют, смотря видео, охоты всё меньше.
Кстати, о видео. Раньше в моде была фраза «Я не смотрю телевизор». Произнося её, человек намекал на то, что он думает своей головой, используя те источники, которым он доверяет. И вот, словно тараканы на загаженной кухне, развелись всякие блогеры. Теперь каждый может поделиться своим мнением, выдать экспертное заключение. С «Телеграм» – в принципе та же ерунда. Это ещё хуже, чем засилье телевизора. Ведь на телевидении есть хоть какая-то редактура.
Я мечтаю о том времени, когда смогу уехать в свой лесной домишко, где не ловит не то что интернет, но и мобильная связь. И читать там книги, которые не успеваю прочесть из-за того, что вынужден быть постоянно «в тренде».
Дмитрий Жвания