Зачем идти в Эрмитаж смотреть искусство Азии

Эрмитаж осваивает новый формат показа своих коллекций – Запасная галерея. Это похоже на открытое хранение фондов, как в РХЦ «Старая Деревня». Но с выставочной идеологией. Галерея предполагает, что, во-первых, показ надолго, но не навсегда. Во-вторых, предметы будут ротироваться. В мае начали с европейской живописи (тут). Теперь рядом открылась «Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II-XIX веков. От Индии до Китая».

Михаил Пиотровский, открывая Запасную галерею Востока, заявил, что Эрмитаж хранит (в этом главная функция любого музея) и показывает. Показ запасников особенно важен на фоне «модных» разговоров, что надо бы поделиться с теми музеями, у кого мало или чего-то не хватает. Как важен и показ так называемого перемещенного искусства.

По российским законам, произведения искусства, привезенные из Германии после окончания второй мировой войны, являются российской госсобственностью. Предметы имеют инвентарные номера Эрмитажа.

Первый зал посвящен скульптуре – Хорезм, Хотан, Бирма, Индонезия. Следующие два зала –  Пенджикент, настенные росписи по сухой штукатурке из богатых дворцов согдийцев, державших под своим контролем Шелковый путь. «Мультифреска» VIII века из зала Амазонок, показывает одновременно и сражающуюся и погибающую женщину. В Пенджикенте, это современный Таджикистан, археологи работают с 1946 года по сей день.

Дальше – государство Уструшана: азиатская версия легенды о Ромуле и Реме на росписи VIII-IX веков из царского дворца.

За ними следуют залы, посвященные Восточному Туркестану (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Это оазисы – Турфан (где жили предки современных уйгуров) с придворным пещерным монастырем Безеклик; Куча, где сошлись культуры Индии, Ирана, степных кочевников, позже – Китая. Буддийские росписи относятся к IV– VIII векам. Они были собраны в начале ХХ века в ходе экспедиций выдающихся немецких исследователей Восточного Туркестана Альберта Грюнведеля и Альберта фон Ле Кока и до 1945 года находились в Музее народоведения в Берлине.

В финале – тангки (росписи водяными краскам на ткани) из Танугтского государства или Западного Ся с городом Хара-Хото, открытым русским этнографом Петром Козловым 1907 – 1909 годах.

Выбор “Города 812”

  • Бодхисаттва (1265), известняк, остров Ява.  (№1567)

  • Ганеша, VIII- X вв, вулканический туф. Ява (№ 1568)

  • Будда Налагири, конец XI века, известняк, Бирма (№ 1570)

  • Голова Бодхисаттвы, II – III вв. Гандхара. Дар короля Афганистана Мохамеда Захир-Шаха 1957 год.

  • Бодхисаттва, держащий балдахин. Безелик, XI в.

  • Будда с нимбом и мандалой. Гаочан (Турфанский оазис), XI в.

Еще – знатная монголка в высоком головном уборе бока, XIII в, Гаочан (см. на заставке к тексту).

Кроме королевского подарка, все остальные произведения находились до 1945 года в Музее народоведения (Берлин).

В.Ш.