Очередное заседание Совета по правам человека произвело сенсацию. И в самом деле общество должно быть признательно Александру Николаевичу Сокурову за выступление, сопоставимое с возвышением голоса интеллигенции против поворота северных рек или в защиту Байкала.
Национальный вопрос – важнейший для многонациональной страны. СССР исчез не из-за выхода каких-то республик – сами учредители приняли решение о роспуске. Мирно разошлась Чехословакия. Нежелание договориться о разводе ввергло Югославию в кровавые разборки. Россия не может позволить себе подобных сценариев. И поэтому сто раз прав Александр Сокуров, заостряя вопрос о федеративных отношениях!
На власти лежит ответственность за обеспечение межнационального сожительства. Когда согласия не получается, народы уходят, как это было с республиками Прибалтики. Но там воля была выражена национальными парламентами. Народности, не имевшие опыта самостоятельной государственности, рискуют оказаться развеянными в вихрях глобализации.
Как обеспечить согласие? Посмотрим на опыт соседей.
Кто-то объяснял события в Афганистане чужеродностью европейских ценностей. Однако всё наоборот: причина конфликтов – в отсутствии цивилизованных государственных институтов. В большинстве окружающих стран так или иначе прижилась представительная система власти. Отсутствие в Афганистане парламента (распущен талибами*) неизбежно приведёт к очередной междоусобной вражде.
Надежды на религиозное урегулирование споров не находит своего подтверждения. Египетским «братьям-мусульманам»* досталась мощная государственная машина с постом президента и большинством депутатских мест. Но овладеть управлением страной они не смогли. Между тем, в теократическом Иране система властей упорядочена: есть и духовный лидер, и выборы парламента и президента.
Показательна ситуация в Беларуси: многолетнее снисходительное отношение граждан к выдумкам Лукашенко привело к тому, что общество возвращают в прошлое, от которого отказалась советская общность. Так называемое «всебелорусское собрание», подготовкой которого занят режим, не что иное как попытка реконструкции Советов, где депутатов будут выдвигать директора совхозов по разнарядке из отдела партийных кадров президентского офиса.
Масштабы России – не место для подобных экспериментов. Обществу нужны гражданский мир и общегражданская идентичность. Поэтому выстраданное народом право непосредственного делегировать во власть своих депутатов должно быть не только сохранено, но и оптимизировано.
В советский период на межнациональную стабильность влияло наличие Совета Национальностей с депутатами, выбранными на паритетной основе. В настоящее время стоит задача обеспечения конституционного равноправия не только на уровне этносов и отдельных этнических групп, но и на уровне каждого их представителя – конкретного человека.
Поэтому востребованы эффективные институты выборного представительства интересов граждан: местного самоуправления на местах и региональных парламентов на уровне регионов. Только таким способом возможно достижение равномерного распределения власти на пространстве всей страны, только так возможно нивелировать сепаратистские поползновения и защитить территориальную целостность России.
Эффективность представительной власти зависит прежде всего от практик открытости работы парламентов. Наш Фонд 1870 проводит систематическое исследование открытости региональных парламентов, в ближайшее время будет представлен доклад по итогам уходящего года.
На суждения, мол, депутаты и так везде есть, возражу заранее. Депутаты есть – должной работы нет. Будь она, не пришлось бы Александру Сокурову выступать в защиту одной из древних народностей – буквально так как в позапрошлом веке Лев Толстой вступался за молокан.
Кирилл Страхов
* Организации признаны террористическими и запрещены в РФ