2022 год принес много грустных новостей. Елизавета II, король футбола Пеле, королева панка Вивьен Вествуд. В конце декабря земной мир покинул композитор Эдуард Артемьев. Его не называли королем музыки, от этого его значение для музыкальной культуры не становится меньше.
Коренной москвич Эдуард Артемьев «случайно» родился в Новосибирске: его родители оказались там проездом по случаю одной из постоянных командировок отца – химика-технолога. Поскольку сибирские командировки отца продолжались, ребенка решили отправить в Москву к дяде – дирижеру и преподавателю консерватории. Неудивительно, что под таким влиянием Эдуард Артемьев нашел себя именно в музыке.
Писать музыку Артемьев начал ещё во время учебы в Московском хоровом училище. Тогда он вдохновлялся творчеством Александра Скрябина, интерес к которому подарило Артемьеву в 1960 году знакомство с инженером Евгением Мурзиным, создателем синтезатора «АНС», что означало: «Александр Николаевич Скрябин». Артемьева и еще нескольких молодых композиторов Мурзин пригласил для создания композиций на «АНС». Так в СССР появилась электронная музыка.
- Эдуард Артемьев слева. Из архива Станислава Крейчи
Правда, студия Мурзина, была закрыта «по указанию свыше», но в 1966 году при поддержке Шостаковича она вновь открылась, Артемьев продолжил в ней работу.
В 1968 году имя Артемьева узнали на Западе: на Международном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представил свой синтезатор и исполненные на нем композиции Артемьева. «Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве», написала в результате La Stampa 14 июня 1968 г.
На студии «АНС» были создана музыка, благодаря которой Эдуард Артемьев стал знаменитым. Это, безусловно, саундтреки к фильмам Андрея Тарковского. Кажется, никто, кроме Артемьева, не смог бы написать музыку к столь неземным кинокартинам: «Солярис» и «Сталкер». Космизм музыки Артемьева идеально сочетается с языком Тарковского.
- Эдуард Артемьев и Андрей Тарковский на съемках «Соляриса»
Не менее важную роль сыграла музыка Артемьева в культовых фильмах Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. Кто не слышал мелодию «Три товарища» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Возможно, вы просто не знаете автора этой композиции, но стоит включить мелодию – и вы сразу все поймете. Трек «Поход» из «Сибириады» стал хитом 2000-х, правда, для этого ему пришлось превратиться в ремикс. Артемьев продолжил работать с Кончаловским и Михалковым вплоть до своей смерти, хотя нынешние фильмы Михалкова сильно отличаются от созданных им в прошлом столетии – и не в лучшую сторону. Возможно, продолжение сотрудничества объяснялось старой дружбой композитора и режиссера, что само по себе не так уж и плохо.
- Эдуард Артемьев и Никита Михалков. 1982 год
Впрочем, если вы родились в XXI и вам все еще кажется, что вы точно никогда и нигде не слышали музыку Артемьева, поскольку не смотрели фильмы Тарковского, Михалкова и Кончаловского, стоит назвать еще одну киноленту, над которой работал Артеммьев Это «Легенда №17» Никиты Лебедева с Данилой Козловским в главной роли. Не ожидали? Я тоже, но это так.
Артемьев писал музыку и для мультфильмов, в основном созданных Владимиром Пекарем: «Баба-Яга против!», «Мышь и Верблюд», «Ай-ай-ай!».
Помимо этого, Эдуард Артемьев создавал музыку для спектаклей и записывал собственные студийные альбомы. Он написал музыку для рок-оперы по «Преступлению и наказанию», премьера которой в Петербурге состоялась чуть больше года назад. Хотя работа над ней была начата еще в 1970-е годы. Просто представьте, если бы она в то время вышла в свет! Тогда бы Артемьев перевернул не только историю кино, но еще и историю отечественной оперы!
Вот почему Эдуарда Артемьева можно смело называть исторической фигурой.
Как любая историческая личность, Артемьев оставляет нам свое наследие. Это не только написанные им произведения. Они сохранились и уже не изменятся. А есть и то, что миру только предстоит узнать. Например, творения сына композитора, Артемия, который пошел по стопам отца и занялся сочинением музыки. Семейную династию продолжила и дочь Артемия Екатерина – ее карьера только начинается. Артемьевы оставили за собой лейбл «Электрошок Рекордз», продолжающий записывать электронную музыку. Наконец, не все фильмы с музыкой Артемьева еще вышли в прокат. Это «Шоколадный револьвер» Михалкова и «Нюрнберг» Лебедева. Не знаю, насколько саундтреки к этим картинам хороши, но ясно одно: история Эдуарда Артемьева продолжается даже после его смерти.
Влада Кузнецова