Ждали некоторые чего-то радикального от выступления Владимира Путина – то ли он объявит, что решил помириться с Западом, то ли наоборот – что сейчас усиливаем натиск и переходим на режим сами понимаете какого времени. Ни того, ни другого не случилось. В сторону мира совсем не случилось, в сторону «наоборот» – немного случилось, но не больше обычного.
.
Где дело было
Выступал президент перед Федеральным собранием в московском Гостином дворе. Трибуна стояла далеко, но Путина крупно показывали на экранах.
Говорил он 1 час 45 минут.
.
Про спецоперацию
Президент объяснил Федеральному собранию, почему решили проводить спецоперацию. Тут ничего особо нового не было (кроме выражений, которые раньше от Путина не слышала): Запад за нашей спиной готовился, занимался крючкотворством, подлогом, жестокой ложью. Тянул время.
А мы? А мы им верили, терпели, вели переговоры о мире на Донбассе, закрывали глаза на политические убийства, на репрессии киевского режима против неугодных, на издевательства над верующими (это всё слова из выступления президента). И вот в феврале прошлого года Украина уже собралась напасть на Донбасс, а потом и на Крым (вроде раньше про нападение Крым не рассказывали – или я упустила). Что тут нам было делать – пришлось начинать спецоперацию.
.
Про происки Запада
Чем более дальнобойные системы будет Запад давать Украине, тем «дальше мы будем вынуждены отодвигать угрозу от своих границ», сказал президент. Что это значит – я совсем не поняла: это про то, что будет наше наступление? Но если не будет дальнобойных систем – то и наступления не будет? Или это на что-то другое президент намекал?
Запад, сообщил Путин, прямо причастен к попыткам киевского режима нанести удары по базам нашей стратегической авиации (это про аэродром в Саратовской области, наверное).
В ответ на этот происк и прочие происки Запада мы приостанавливаем участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Минобороны и Росатом должны быть готовы испытать российское ядерное оружие. Но тут оговорку сделал президент – если это первыми сделают США. То есть, может, и без бросания ядерных бомб обойдемся. Так, чуть попугаем друг друга.
.
Еще про Запад
Запад, конечно, очень нехороший. Там, объяснил Путин, делают педофилию нормой жизни. И священники поощряют однополые браки. А в англиканской церкви – вообще кошмар, там, рассказал президент, обсуждается вопрос гендерно-нейтрального бога. Мы, конечно, этого перенести не можем.
То ли дело у нас – взрослые люди имеют право жить, как хотят. Никто в частную жизнь и сейчас не вторгается и дальше не собирается, обещал Путин. Но тут же добавил, что в Священном писании сказано: семья — союз мужчины и женщины.
.
Про предателей и отступившихся
Национал-предатели, сказал Путин, понесут ответственность по закону. Но – охоты на ведьм не будет. «Пусть те, кто отступился от родины, сами живут с этим», — сказал президент.
Тут не очень понятно вышло – кто эти национал-предатели, чем они отличаются от тех, кто отступился? Догадываюсь, но хотелось бы поточнее.
.
Про военных и оборонку
Военных во власти теперь будет больше – они станут кадровым резервом для органов власти всех уровней.
А для работников оборонки будут строить дома с льготной арендой. «Значительную часть платы за жилье возьмет на себя государство», – сказал Путин.
.
Про дороги
Вообще жизнь не заканчивается. Поэтому продлят скоростную магистраль Москва — Казань до Тюмени (через Екатеринбург и Челябинск, а затем дотянут до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай.
Плюс по Волго-Каспийскому каналу пойдут суда в Индию, Пакистан и Иран. И по Северному морскому пути тоже пойдут.
Еще президент обещал, что в 2024 году не менее 85% дорог в крупнейших агломерациях приведут «в нормативное состояние», региональным дорогам повезет чуть меньше – 50% будут нормативными.
.
Про студентов
Предложил вернуться к почти советской системе подготовки в вузах, от бакалавров отказаться, а срок обучения сделать от 4 до 6 лет (то есть это не совсем как в СССР – там было минимум 5 лет). Но тем, кто уже поступил на бакалавра, разрешат доучиться.
.
Про публику
Федеральное собрание было сильно разбавлено людьми в форме. Лица, сидящих в зале, казались напряженными, иногда даже немного безумными (простите, может обозналась). Никто не спал.
Фразы, что вся Россия поддержала спецоперацию, и что цель западных санкций – заставить граждан страдать, были встречены особенно громкими аплодисментами.
Марина Большакова