В Интерьерном театре в Петербурге прошел вечер встречи ценителей журнала «Город 812». Сторонние наблюдатели обещали эксцессы, их не случилось.
Вели встречу Елена Роткевич (в желтом) и Сергей Балуев (в футболке Богорада). Представили первый в этом году номер журнала и немного подискутировали – о защите исторических изданий и о культурном коде петербуржцев.
Олег Мухин, директор фонда сохранения исторического наследия «Голодай», рассказал, что есть опасность того, что сотни исторических зданий в СПб будут сняты с охраны. Вопрос – как их защитить в условиях, когда многие формы выражения несогласия запрещены.
Спорили не о том, сохранять исторические здания или нет (тут защитников у позиции КГИП не нашлось), а о том, что можно сделать. Олег Мухин и историк Даниил Коцюбинский говорили, что только демонстрация (в рамках закона) общественного неприятия сносов зданий оказывает воздействие на власти. Например, «Газпром» давно мог бы застроить Охтинский мыс, но не делает этого, потому что видит: есть в городе несогласные, которые каждую субботу выходят к мемориалу Ниеншанца.
Владимир Сократилин, президент Ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО, говорил, что надо пытаться мыслить, как мыслят власти, и тогда можно на их решения эффективно воздействовать. Самый простой пример случившегося спора – кто спас Исаакиевский собор от передачи РПЦ: петербуржцы, которые вставали живой силой вокруг собора, или на это власти не обращали внимания, а случилась неизвестная нам подковерная игра. Тут дискутирующие не пришли к единству.
Социолог Мария Мацкевич говорила: в деле защиты исторического города (как, впрочем, и в любом другом) необходимы истории успеха. Отстояли один дом, об этом узнали широкие массы – в следующий раз будет легче. А если градозащитное движение политизируется- его перестанут слушать те, кто принимает решения. Теорию малых градозащитных дел поддерживал дизайнер Федор Шумилов.
О петербургском культурном коде – меняется ли он в худшую сторону? Социолог Елена Рыйгас считает, да – меняется, в качестве примера приводит повышенную громкость разговоров. Все стали кричать. Раньше такого не было, это не по петербургски.
С Рыйгас активно спорили (в частности, радиоведушая Ольга Маркина). Говорить стали громче, потому что надели наушники. А наушники надели, потому что пытаются отгородиться от стресса. Поэт Клара Шох уверяла, что петербургский код не поменялся, а социолог Мария Мацкевич – что петербургский миф жив.
А Ирина Бондаренко рассказала, какие картинки художника Бограда выбирают петербуржцы себе на футболки (есть у Богорада и Бондаренко такой проект). На первом месте – «Бабочка с формулами», на втором – «Мир Богорада», на третьем – «Оркестрик». О том, что значит та или другая картина, немного поспорили. Богорад улыбался и не комментировал.