И примкнувший к ним Сезанн. Эрмитаж и мифы об импрессионистах 

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка к 150-летию импрессионизма. На ней всего две картины – «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне (1873) и «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро (1874). Но именно они были представлены в том эпохальном проекте 1874 года. Других картин с той выставки в России нет.

Впрочем, Ольга Леонтьева, куратор эрмитажной выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства говорит о том, что пафос и высокие слова появились много позже, когда импрессионизм завоевал арт-мир.

По пунктам. Мы привыкли думать, что импрессионисты были в то время нищими художниками. Но это мифология, возникшая после того, как они стали звездами. Например, Клод Моне в удачный год получал от продажи картин 25 тысяч франков. Он жил в Аржантее, снимал виллу с двумя слугами и садовником. У всех художников был свой стиль, была клиентура, еще не заказчики, но уже – покупатели картин.

По словам Огюста Ренуара, это не была группа с общими воззрениями или идеологией, художники скинулись, чтобы снять зал для показа своих картин. Им важно, что отдельно от парижского Салона, где показывали до 6 тысяч картин в год. Импрессионисты просто остались бы незамеченными. Оно выставили картины по музейному – в восьми залах, в шикарных рамах на значительных расстояниях друг от друга. И назвали свой показ – выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов».

Стены ателье фотографа Надара были обиты сукном (стоимость три тысячи франков), бордового цвета. Аренда залов – 2,2 тысячи франков, 9 тысяч франков – газовое освещение, охрана, каталог, плакаты. Выставка работала с 10 до 18, света в ателье Нодара было много, а также вечером, с 20 до 22, когда впервые в выставочной практике было использовано газовое освещение.

Места для развески определялись жеребьевкой, но потом Ренуар взял на себя роль дизайнера и развешивал на свой вкус.  

На выставке было представлено примерно 200 произведений тридцати художников в каталоге указано 165, но некоторые работы добавлялись. 

В истории искусства остались семеро участников выставки – Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и примкнувший к ним Сезанн. Все остальное искусство было салоном: имена авторов теперь известны только специалистам. Единственное исключение – Людовик Лепик, которого часто изображал Дега. На эрмитажной картине «Площадь Согласия» этот мсье дефилирует с зонтиком под мышкой.    

Сам Лепик показал на выставке 1874 года офорты с портретными изображениями собак. Это был фон для будущих импрессионистов. Ренуар показал «Ложу», которая входит теперь во все книги по импрессионизму. Дега – хрестоматийные теперь «Танцевальный экзамен» и «На скачках».

«Бульвар Капуцинок» – оказался в центре внимания Леруа, который привел слова одного зрителя: «неужели, переходя бульвар, я превращаюсь в мазок». Кстати, именно такой вид на бульвар открывался из ателье Надара, где состоялась выставка. 

 Мифом является то, что был грандиозный скандал на весь Париж. За месяц, пока работала выставка ее посетило всего 3,5 тысячи человек. Для сравнения Салон за шесть недель могли посмотреть до одного миллиона зрителей, в лучшие дни – по 20 тысяч. Было полсотни упоминаний в газетах, но для Парижа того времени с его насыщенной культурной средой это совсем немного.   

Ван Гог, тогда маршан, следивший за современным искусством, прожил в Париже девять месяцев в 1875 году и ничего не знал о выставке импрессионистов. Только через семь лет в его письмах появляется слово импрессионизм.

В 1874 году еще были свежи воспоминания о франко-прусской войне, в которой Франция потерпела поражение, не забыты бои времен Парижской коммуны. Искусство должно быть серьезным, нести патриотические идеи, и тут импрессионисты с природой, прекрасными девушками и игре света. Отчасти и это было причиной ироничного отношения к импрессионистам.   

Но критики заговорили о шести художниках как группе. Луи Леруа сочинил фельетон в виде диалога двух посетителей выставки, один сходит с ума, принимает охранника за портрет и начинает анализировать в духе импрессионистов, «здесь слишком много деталей, Клод Моне сделал бы из этого двадцать портретов охранника». Назывался фельетон «Выставка импрессионистов», откуда и появилось название группы. Если по-русски, то «впечатлистов». Леруа впечатлила больше всего картина Моне «Впечатление от восходящего солнца».

Картина «Бульвар Капуцинок» была куплена Иваном Морозовым у маршана Поля Дюран-Рюэля, прежде принадлежала Жану-Батисту Фору, композитору и коллекционеру.  После закрытия Музея нового западного искусства в Москве поступила в ГМИИ им. Пушкина. 

Полотно «Городской парк в Понтуазе» находилось в собрании немецкого коллекционера Отто Кребса и относится к так называемому «перемещенному» искусству, которое попало в СССР, в том числе, в Эрмитаж, после 1945 года. Впервые картина была показана публике через 50 лет на выставке «Неведомые шедевры». 

В центре композиции – дочь художника Жанна-Рашель, она умерла в девятилетнем возрасте за неделю до открытия выставки. Возможно, это стало причиной для Писсаро показать именно эту работу в важном для художника проекте.

Выставка открыта по 21 июля.

Борис Вадимов


Теги: