Аншлаги стали редкостью на матчах хоккеистов СКА

Сосед предложил билет на хоккей, на игру СКА с «Динамо», причем билет бесплатный. Еще недавно я помогал в Ледовый дворец попасть, а теперь все наоборот. Оказалось, что бесплатные билеты раздают родителям детей, которые занимаются хоккеем в системе СКА. Решил все проверить на себе.

Меня внесли в списки. Пришел в Ледовый. Группа людей толпилась в сторонке, в  центре их внимания был восседавший на диванчике мужчина средних лет в кепке с символикой СКА и пачкой билетов в руках. В списке под 82-м номером я обнаружил свои ФИО и рядом незнакомую мне фамилию, которая периодически повторялась в других графах. Как оказалось, это представитель школы, который внес меня в список и с него бы спросили, если бы его люди не пришли за бесплатным билетом. Но я никого не подвел, расписался рядом со своей фамилией и получил билет, где на месте цены значилось «Пригласительный».

Мое место оказалось во втором ярусе за воротами, на самом верхнем, десятом ряду.  Над головой – только конструкции, поддерживающие крышу Ледового. Рядом преимущественно родители с детьми, как показалось, не часто бывающие на хоккее: традиционное для КХЛ предматчевое исполнение гимна РФ стало для них сюрпризом, да и с тем, в какой форме играет СКА, разобрались не сразу. Зато обзор сверху замечательный – и на льду все видно, и по трибунам прогуляться глазами можно. К своему удивлению, обнаружил проплешины почти во всех секторах и даже тот, где обычно размещаются фанаты СКА, был едва ли заполнен наполовину.

Как выяснилось, еще недавно обычный для Ледового дворца аншлаг на хоккее (12 500 зрителей) в этом сезоне случился лишь дважды. На самом первом домашнем матче в начале сентября против «Салавата Юлаева» и уже в конце октября, когда в Петербурге проходило армейское дерби с ЦСКА (в обоих случаях СКА проиграл).

Даже принципиальные встречи с финским «Йокеритом» и московским «Спартаком» не собирали полного стадиона. Может быть, потому что и билеты на эти игры стоят больше обычного – от 800 до 2900 рублей, тогда как на проходные матчи можно попасть и за 300–500 рублей, а за 800 вам предложат лучшие места. Билетная программа в межсезонье претерпела изменение, но при этом средняя цена на матч, как уверяют в ХК СКА, не изменилась. Как бы то ни было, но клуб вынужден идти на новые формы работы с болельщиками, чтобы удерживать первое место по посещаемости среди всех клубов КХЛ со средним показателем более 11 тыс. зрителей за матч. Говорят, что в прошлом году посещаемость была такой же, только билеты никто не раздавал, они пропадали из продажи, едва появившись в Интернете.

Заметно дороже стало времяпрепровождение в самом Ледовом дворце. Полулитровый стакан пива еще не так давно стоил 100 рублей, сегодня – 250. А к пиву нужны хот-дог или  пицца, а если идешь с семьей  – то надо покупать колу и горячую кукурузу, запах которой распространяется по всему фойе Ледового. А перерывов в хоккее, между прочим, два, и их продолжительность уже не десять минут, а 17 с половиной – по образцу НХЛ, где как можно больше времени отводится  на то, чтобы по максимуму освободить карманы хоккейной публики.

Удивительно, но в уменьшении интереса к СКА, как уверяют наши эксперты, виноват футбольный «Зенит». Было время, когда за эти команды болели практически одни и те же люди. С открытием современного Ледового дворца часть зенитовских поклонников даже изменила футболу, потому что в Ледовом было светло, тепло и уютно – это вам не продуваемый всеми ветрами «Петровский», где мат с фанатской трибуны несется такой, что стыдно находиться на стадионе с детьми и их мамами. Но с открытием стадиона на Крестовском все изменилось – у «Зенита» появилась комфортная арена, куда клуб активно зазывает, используя самые разные инструменты в борьбе за болельщика. А тут еще случился чемпионат мира, который подогрел интерес к футболу. Так что на сегодняшний день средний петербуржец, не имеющий каких-то особых пристрастий, при прочих равных из любопытства выберет скорее «Зенит» на Крестовском, чем СКА в Ледовом. Ну а тот, кто и хотел бы попасть и на футбол и на хоккей, не всегда готов к этому материально.

Впрочем, этой зимой клубы собираются поставить зрительский рекорд. В декабре «Зенит» предоставит свой новый стадион армейцам, чтобы они провели на нем матч чемпионата КХЛ, – на месте футбольного поля установят хоккейную коробку.

Это будет особый случай, в остальном же продвинутому болельщику в хоккее не хватает в последнее время интриги. Во-первых, потому что списанная нашей КХЛ с заокеанской НХЛ система проведения соревнований с регулярным чемпионатом и последующим плей-офф привела к тому, что матчи на первом этапе теряют свою значимость – все будет решаться в играх на вылет, и только там хоккеисты будут выкладываться по полной. Занятое в регулярном чемпионате место может влиять на перспективы команды в будущем, но в Западной конференции, где играет СКА, у него лишь один конкурент в лице ЦСКА. Две самые богатые команды страны, имея за спиной мощных спонсоров в лице «Газпрома» и «Роснефти» и одобрение Федерации хоккея России, вернувшейся к практике базовых клубов для сборной, собирают у себя лучших и лучших. Всех остальных соперников они бьют, не больно напрягаясь, в полконька, а те и не сопротивляются, предпочитая поберечь силы на будущее. И вам будет интересен такой хоккей?

Впрочем, любой хоккей будет интересен, если есть на кого посмотреть и за кого поболеть персонально, а СКА этим летом потерял свою самую медийную персону – Илью Ковальчука. Он мог уехать еще год назад, но остался ради Олимпиады в Пхенчхане. Получил свою золотую медаль и вернулся пока не поздно (35 все-таки уже) за океан. Именно свитера с фамилией Ковальчук расходились лучше всего в клубных магазинах. Публика шла в Ледовый персонально на Ковальчука, и тот, надо признать, никогда не филонил на льду. Шли и на Вячеслава Войнова, все-таки это тот русский, что избил супругу и за это был выдворен из Америки. Но его тоже больше нет в СКА, как и нескольких других ярких хоккеистов. Нет и главного тренера Олега Знарка, от которого в любой момент можно было ждать нестандартного жеста. Вместо него на тренерском мостике теперь застегнутый на все пуговицы интеллигент в очках с модной оправой Илья Воробьев. Остался еще Павел Дацюк, который  на льду готов демонстрировать чудеса, но совсем не расположен к публичности.

Получается, что СКА самое время начинать борьбу за болельщика, тем более что его хозяева задумали строить новую арену на 22 с лишним тысячи мест. Причем не в столь доступном для болельщиков месте – от нынешнего СКК до «Парка Победы» пятнадцать минут ходом, это вам не 300 метров от Ледового до станции метро.

Сергей Лопатенок