Чемпионат мира по запуску бумажных самолетиков Red Bull Paper Wings состоялся в Зальцбурге (Австрия) . Участвовали 150 человек из 58 стран мира, среди них 23-летний инженер-строитель из Петербурга Ярослав Кислов, который в категории «Дальность полета» занял шестое место с результатом 39,52 м. «Городу 812» он объяснил, как правильно запускать самолетики и зачем он занимается этим сложным делом.
– Откуда такое необычное хобби?
– Да это и не хобби даже. Когда еще учился в ГАСУ, товарищ сказал как-то, что между парами будут соревнования по запуску самолетиков. Мы пошли с ним безо всякой подготовки и ничего не выиграли. Это было четыре года назад. Когда узнал, что снова будут такие соревнования, решил поучаствовать.
– И все сложилось более успешно?
– Выиграл региональные соревнования, затем национальный финал в Москве и поехал на чемпионат мира, где прошел в суперфинал.
– Где обычно проводятся соревнования?
– В Петербурге – в вузах, в этом году это был актовый зал Университета технологии и дизайна, в Москве все проходило в крупном торговом комплексе, сам чемпионат в Зальцбурге – в огромном ангаре «Ред Булла», где хранится различное оборудование и техника – в частности автогоночные болиды, настоящие самолеты.
– Как проходят чемпионаты?
– Все максимально просто: тебе дают листочек формата А4 с эмблемой «Ред Булла», ты его складываешь и запускаешь. Все на глазах у судей. С собой приносить самолетики запрещено.
– По какой технологии вы складываете самолетики?
– Это уже полет фантазии, самолет совсем не обязательно должен иметь классическую форму. Кто знаком с аэродинамикой, ножницами делают надрезы, чтобы самолет был готов к порывам ветра; видел самолетики с бумажными пропеллерами. На соревнованиях «Ред Булла» нельзя только бумагу рвать. На соревнованиях обычно пользуюсь одной моделью, я ее еще школьником придумал, но вообще у меня больше двадцати вариантов.
– Чем отличается ваша модель от прочих?
– Мой самолетик планирует, в то время как у других он летит, как копье.
– Поэтому вы выступаете в соревнованиях на дальность полета?
– В национальном отборе я выиграл и в номинации «Длительность полета», но в финале от страны один человек не мог участвовать в нескольких дисциплинах.
– А какие еще есть дисциплины помимо дальности и длительности?
– Аэробатика. Здесь оценивается траектория полета шоу, которым каждый участник сопровождает свой запуск. В Зальцбурге, например, выиграла украинская девушка, которая профессионально художественной гимнастикой занималась. И оценки в баллах, как в фигурном катании или синхронном плавании, выставляют не случайные люди – судьями были танцор диско из Кореи, парень из Америки, который с небоскребов прыгает, и местный пилот – он на спортивных самолетах выступает.
– Какие условия на соревнованиях соблюдать приходится?
– Запускали самолетики с земли, ноги при этом отрывать нельзя. Выделен сектор – как у легкоатлетов, когда они ядро толкают, – где должен приземлиться самолет. В России на отборочных проще было – пусть хоть назад летит. Для точного определения результата судьи используют лазерные рулетки. По две попытки у каждого участника.
– Визу оформляли, до Зальцбурга летели, два раза свой самолетик запустили – и обратно домой?
– Все не так просто. Добирались через Мюнхен, там ждали, пока все участники соберутся, потом четыре часа автобусом до Зальцбурга. На следующий день – торжественное открытие чемпионата, время для тренировок, потом соревнования, на которых определились участники суперфинала, по десять человек, снова соревнования. В итоге четыре дня набежало.
– Вас с работы как отпускали?
– Пришлось отгулы брать. Никто, конечно, не знал, что такие соревнования бывают, удивились. Поначалу думали, что я разыгрываю.
– Шестое место для вас – это хорошо?
– В первый соревновательный день я пятый результат показал – 45,9 метра. Причем до этого личный рекорд был 37 метров, так что сам себя удивил, я и не надеялся, честно говоря, попасть в топ-10. Но в суперфинале только на 39 с половиной метров запустить получилось – в первой же попытке руку повредил.
– От большого старания?
– Наверное, с мышцей что-то случилось, руку поднять не мог. Мне ее, чтобы не болела, обмотали российским флагом, так и ходил.
– Почему флагом?
– Так что было под рукой, тем и обмотали. Да и символично по-своему.
– Так, может, недотренировались или, наоборот, перетренировались?
– Да нет, просто несчастный случай. А тренировки, по большому счету, ничего не дают, бросок иначе не поставишь и никак не усовершенствуешь. Американец выиграл с результатом 55 метров.
– И все честно? Или как на шоу «Голос»?
– Все без дураков и на всех отборочных этапах, начиная с региональных.
– В чем все-таки слагаемые успеха в вашем виде спорта?
– В конструкции самолетика, технике и силе броска. Когда на дальность, большое значение еще имеют разбег, замах – он тоже разный может быть. А кто-то все с места делает.
– Участники показывают друг другу свои модели?
– По разному, все индивидуально. Есть такие, кто прячет, другие не делают никаких секретов. Но отношения между всеми дружеские: и с американцами, и с украинцами – никаких проблем.
– А в Петербурге с кем соревнуетесь?
– Ни с кем не соревнуюсь, есть более важные дела. Да и не слышал, чтобы у нас что-то проводили. У «Ред Булла» следующие соревнования через три года будут, попробую снова выступить. Пока вот пригласили в июне в Казань посмотреть авиагонки Red Bull Air Race, может, там что-то вроде показательных выступлений для нас тоже устроят.
Сергей Лопатенок
Победители мирового финала соревнований бумажных самолетиков
«Дальность полета» – Джейк Харди (США) – 56,61 метра.
«Длительность полета» – Кэмерон Кларк (Австралия) – 13,33 секунды.
«Аэробатика» – Катерина Агафонова (Украина) – 27 баллов.