Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, почему
В 2016 году в среде отечественных писателей господствовала депрессия вперемешку с апатией: минувший год прошел под знаком конца художественной литературы – так литераторы восприняли присуждение Нобелевской премии Бобу Дилану. Однако читатели продолжали, хотя и плохо, но покупать книги. Правда, не совсем те, за которые давали литературные премии.
Самые продаваемые цифровые книги
- «КВАЗИ», Сергей Лукьяненко
- «Тень Горы», Грегори Дэвид Робертс
- «Вселенский заговор. Вечное свидание» (сборник), Татьяна Устинова
- «Ждите неожиданного», Татьяна Устинова
- «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», Виктор Пелевин
- «Обратная сила. Том 1. 1842–1919», Александра Маринина
- «На службе зла», Роберт Гэлбрейт
- «Обратная сила. Том 2. 1965–1982», Александра Маринина
- «Судьба-волшебница», Татьяна Полякова
- «Авиатор», Евгений Водолазкин
По данным сайта «ЛитРес»
Самые продаваемые художественной книги в «Буквоеде»
- «Шантарам», Грегори Дэвид Робертс
- «1984», Джордж Оруэлл
- «Таинственная история Билли Миллигана», Дэниэл Киз
- «После тебя», Джоджо Мойес
- «До встречи с тобой», Джоджо Мойес
- «О дивный новый мир», Олдос Хаксли
- «Три товарища», Эрих Мария Ремарк
- «Повелитель мух», Уильям Голдинг
- «Жизнь взаймы», Эрих Мария Ремарк
- «Триумфальная арка», Эрих Мария Ремарк
- «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер
- «Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери
- «Бойцовский клуб», Чак Паланик
- «Автостопом по галактике», Дуглас Адамс
- «Тринадцатая сказка», Диана Сеттерфилд
Самые покупаемые книги в российских книготорговых сетях
- «Шантарам», Грегори Дэвид Робертс
- «До встречи с тобой: роман», Джоджо Мойес
- «Тень горы», Грегори Дэвид Робертс
- «Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина
- «После тебя», Джоджо Мойес
- «Лестница Якова», Людмила Улицкая
- «Убить пересмешника…», Харпер Ли
- «Вдовий плат», Борис Акунин
- «1984», Джордж Оруэлл
- «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер
- «Девушка в поезде», Пола Хокинс
- «На службе зла», Роберт Гэлбрейт
- «Сто лет одиночества», Габриэль Гарсия Маркес
- «Планета вода», Борис Акунин
- «Авиатор», Евгений Водолазкин
По данным портала Pro-Books
Давно уже художественная литература не пребывала в таком кризисе. Если что народ и читает, так это нон-фикшен или документальную прозу, а вовсе не романы с повестями. Филолог и писатель Андрей Аствацатуров считает, что такая тенденция есть. Но в первую очередь это относится к интеллигентной петербургской публике – она читает дневники и мемуары.
– Люди устали от литературы, – объясняет Аствацатуров, – от большого количества художественных приемов, и чувствуют, что раскрывая очередную книгу, сталкиваются с вымыслом, неправдой. А дневники создают иллюзию, будто имеешь дело с тем, что действительно было, – словно подглядел в замочную скважину. Все хотят чувствовать какую-то реальную жизнь.
– Я вообще-то за то, чтобы люди читали новые книги, – противоречиво начинает поэт Всеволод Емелин, который тоже перешел на чтение нон-фикшен. – Но вот что касается меня: да, читали мы романы, и Толстого мы читали, и Пелевина, и Гоголя. Спрашивается: чем нас после такого еще можно удивить? Ничего нового от художественной литературы мы уже не услышим, а в non-fiction можно найти какую-нибудь новую неизвестную историю и еще чему-то удивиться.
С точки зрения писателя Германа Садулаева, художественная составляющая документальной прозы не уступает традиционной литературе. К тому же налицо тенденция размывания границ между исторической или исследовательской и художественной литературой. Пример – последние тексты Леонида Юзефовича (лауреата почти всех громких литературных премий 2016 года) и романы Евгения Водолазкина.
– Чтение становится занятием для избранных, – печально констатирует Садулаев. – По тиражам и общему состоянию книжного рынка видно, что интерес к чтению (а не только к литературе как таковой) как времяпрепровождению катастрофически падает. Я, например, сомневаюсь в успехе того же «Шантарама»: действительно ли этот роман так много читают и правда ли, что это сознательный выбор читателя? Или это маркетинговая политика книготорговцев? Мы знаем, что бестселлеры как бы назначаются по каким-то не вполне понятным нам, авторам, мотивам (вероятно, мотивы эти не имеют большого отношения к литературе как таковой). После чего им обеспечивается реклама и тираж. Это, правда, не значит, что после такой обработки любую книжку начнут массово читать : моей книжке какую рекламу ни обеспечь, ее много людей все равно читать не будет.
В нарастающем отказе россиян от чтения Всеволод Емелин не видит ничего дурного: просто у наших людей появилось больше интересных и полезных занятий, на которые приятнее тратить время:
– В советское время мы были самой читающей страной, потому что больше делать было нечего: ни путешествовать, ни деньги зарабатывать, ни телевизор толком посмотреть.
Если изучить списки самых продаваемых книг – выяснится, что народ покупает написанные много лет назад книги Оруэлла, Хаксли, Голдинга и братьев Стругацких. Герман Садулаев объясняет это тем, что все это – социальная фантастика, которая дает больше ответов, чем другие художественные направления:
– То, что происходит вокруг, не то чтобы очень плохо – видал мир и наша страна эпохи пострашнее. Сегодня вокруг очень много непонятного, поэтому разум пытливый ищет ответы на вопросы, прибегая к помощи мыслителей и писателей.
– Один знакомый фантаст сказал мне довольно парадоксальную вещь, – говорит Андрей Аствацатуров. – «Это вы все сочиняете, а мы ничего не выдумываем. Существует какая-то конкретная вселенная или какая-то гипотеза. И мы в своих романах берем ее и превращаем в сюжет. Поэтому наши книги больше похожи на реальность».
На волне популярности нон-фикшен становится более понятным успех петербуржца Евгения Водолазкина. Его тонкая игра с дневниковым жанром (как в «Авиаторе») или стилизация древнерусского жития (как в «Лавре») и нынешней действительности позволяют читателю исследовать прошлое в связке с будущим. Андрей Аствацатуров выделяет другую особенность творчества коллеги:
– Главное достоинство Водолазкина в том, что он вывел образ положительного героя. Потому что никто из современников этого не делает. Все устали от слабых, бездеятельных персонажей, которые совершенно не в состоянии являться субъектами или хотя бы собой.
Присуждение Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану привела литераторов в шок и трепет. Герман Садулаев считает литературные тексты Дилана беспомощными:
– Дилан вторичен и невнятен в своей прозе, однако он имеет огромное литературное значение, поскольку перечитал множество текстов для написания собственных песен. И это, конечно, тоже литература. Кто в современной России самый актуальный и влиятельный поэт? Конечно, это Борис Гребенщиков. А многие наши классики рока находились и находятся под огромным влиянием Боба Дилана. Может быть, таким образом Нобелевский комитет признал литературную составляющую рок-культуры.
Андрей Аствацатуров считает, что своим решением Нобелевский комитет забил последний гвоздь в крышку гроба художественной литературы:
– Нобелевский комитет перестал выдавать премии за литературу. То есть он официально признал, что литература себя изжила, что она должна существовать в каких-то других вариациях. Литературы как бы официально нет. Последние две премии – это максимально странно. Видимо, нужно ждать награждения какого-нибудь блогера.
Стоит ли ждать возрождения отечественной литературы? Поэт Емелин считает, что все зависит от денег.
– Поскольку сегодня все литературные процессы зависят от того, сколько за них дадут денег, а денег, как известно, нет, то литературные процессы сейчас затухают, – рассуждает Всеволод Емелин. – Это не значит, что они совсем исчезли: есть некоторое затишье, деградация и усталость.
Всеволод Воронов
Что читать надо. Рекомендации писателей
Герман Садулаев:
– Тем, кто любит Оруэлла и Хаксли, рекомендую «Хлорофилию» Андрея Рубанова. К юбилею Октябрьской революции полезно ознакомиться с романом «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича. Эта книга дает правильный взгляд на события 1917 года, на раскол нашего общества. Она как бы примиряет, не примиряя: как пел Гребенщиков, «удвой им порцию спирта и оставь их, как они есть». И тех белых и красных героев, что сражались друг с другом, надо тоже оставить, как они есть. Роман Юзефовича – правильная основа для понимания произошедшего.
Андрей Аствацатуров:
– В прошлом году я познакомился с несколькими хорошими книгами: «Авиатор» Евгения Водолазкина, роман Андрея Степанова «Бес искусства», книжка Ольги Гренец «Хлоп-страна». Очень, по-моему, неплохой роман «F20» Анны Козловой. Интересную подборку напечатал Александр Жолковский – «Выбранные места, или Сюжеты разных лет».
Всеволод Емелин:
– К столетию Октябрьского переворота рекомендую прочитать сборник статей Алексея Цветкова «Марксизм как стиль». Эта книга, во-первых, очень хорошо написана, а во-вторых, персонажи, фамилии которых я знаю с детства и которых долгое время считал какими-то клоунами, в авторской трактовке оказались настоящими шекспировскими героями.