В последние 3–4 года рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) стал меняться не так быстро, как это было прежде. Смена трендов перестала происходить ежегодно («в прошлом году падали – в этом растем» или наоборот).
После «санкционного» кризиса 2014–2015 годов тренды рынка ДМС стали как минимум трехлетними. Эксперты-страховщики (те, кто полисы ДМС продает) и эксперты-HRщики (те, кто покупает эти полисы для своих предприятий) все реже дают прогнозы в духе «в будущем году мы ждем» и все чаще говорят фразы, начинающиеся со слов «в последние 2–3 года…».
Так что предварительная оценка итогов ДМС-2018 будет, по сути, оценкой периода с 2015-го по 2018-й. А сам 2018-й будет оценен как год, когда на рынке ДМС ничего не начиналось и не завершалось, а лишь продолжалось. И продолжится в 2019-м.
Поэтому нет смысла подтверждать цифрами основные характеристики ДМС, повторяемые уже несколько лет подряд:
– сегодня по ДМС в Петербурге застраховано 600–700 тыс. человек (90% из которых – корпоративные клиенты), и новым взяться неоткуда;
– все последние годы увеличивается доля рынка ДМС, приходящаяся на крупнейшие федеральные страховые компании;
– в ближайший год рентабельность ДМС будет снижаться, поскольку его цена является для предприятий основным фактором при выборе ими страховой компании;
– работодатели не готовы полностью отказываться от ДМС, но стараются сократить расходы;
– поддержать рынок могло бы софинансирование (когда часть полиса оплачивает компания, а другую часть – сотрудник), но такие процессы в России традиционно внедряются медленно и тяжело (во-первых, франшизу не очень охотно принимают HR-директора, а кроме того, не все клиники технически готовы разбивать счета при оплате).
Впрочем, есть на рынке и несколько относительно новых трендов.
Во-первых, это персонализация страховых программ. Новые IT-разработки российских страховщиков подтверждают, что страховая отрасль будет двигаться в этом направлении. Например, во всех серьезных страховых компаниях применяют технологии «конструктора», который может адаптировать типовые программы ДМС под потребности каждого клиента. Клиент сам сможет добавлять в свой полис необходимые ему услуги или, наоборот, убирать ненужные, не дожидаясь личной встречи со страховым агентом. И можно ожидать, что в ближайшем будущем станет еще больше страховых компаний, предоставляющих клиенту возможность делать это в электронном виде.
Во-вторых, быстрый рост объема телемедицинских услуг, который мы увидели в этом году, вероятно, продолжится. Проникновение сервиса будет расти вместе с ростом опыта клиентов по использованию этих услуг. Линейка программ ДМС, включающих телемедицину в сервисный пакет в дополнение к основной страховой части, будет расширяться.
В-третьих, еще один путь снижения операционных расходов, который позволяет страховым компаниям сдерживать рост цен ДМС без ущерба качеству программ, – это применение современных информационных технологий. Для снижения издержек многие страховщики стараются ввести автоматизацию бизнес-процессов.
Прежде всего речь идет об автоматизации документооборота с лечебными учреждениями. Крупная страховая компания работает с несколькими тысячами ЛПУ, и в автоматизации страховщики видят реальные возможности снижения стоимости страхования.
Проблемой для развития рынка является отсутствие у многих клиник технологической базы для развития новых технологий страхования. Диджитализация в медицинской отрасли пока еще не достигла того уровня, который позволил бы автоматизировать существенную часть бизнес-процессов. Очень многое приходится полностью или частично выполнять вручную (запись на прием, согласования лечебных процедур и оплаты услуг). Это дороже и дольше, чем могло бы быть. И, вероятно, страховые компании будут предлагать своим медицинским партнерам какие-то новые решения по цифровой интеграции.
Отсюда вытекает базовая рекомендация для тех, кто намерен страховаться по ДМС: при выборе страховой компании нужно поинтересоваться наличием в ней всех вышеперечисленных услуг.
Алексей Крылов
Комментарий
Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование»:
– Для клиента новые технологии в ДМС интересны в первую очередь возможностью снижения стоимости полиса и новыми сервисами.Хороший пример – ДМС с франшизой. Франшиза 5-20% дает снижение стоимости полиса на 7–30%. Но при классической организации ДМС ее внесение не очень удобно для клиента, трудоемко и дорого по организации. При использовании удобных для клиента технологий – например, с автоматическим списанием франшизы с клиентского счета, мобильного приложения и т. д. – такая опция гораздо более востребована и дает более существенную экономию.Еще один удачный пример – возможность объединения с помощью новых технологий плюсов прямого доступа в клинику и «классического» процесса (с согласованием медпультом. Мы выступили инициаторами такого проекта: на основе технологии блокчейн будет возможно онлайн-администрирование договоров с мгновенным согласованием назначений. При этом стоимость страхования сможет быть ниже за счет уменьшения расходов на документооборот.