Градозащитная «герилья» петербургской интеллигенции

Они никуда не уехали. И не уедут. И будут биться за каждый дом, за каждый фасад, за каждый горельеф, за каждую дверь. Тем более за некогда императорскую, а ныне «беспризорно-гопницкую» Публичную библиотеку. Или же за целую археологическую сокровищницу – Охтинский мыс, хранящий в своих недрах память о нескольких тысячелетиях истории Невского края, а ныне – отданный на девелоперский «поток и разграбление» газовым откупщикам.

Петербургские интеллигенты-градозащитники в массе хорошо помнят Перестройку, когда все они были свободны и умели побеждать обвешанное танками и саперными лопатками – и при этом морально ничтожное начальство.

Именно перестроечные – по времени дальние, но всегда близкие и вечно живые – воспоминания делают петербургских градозащитников метафизически грозной стеной. Бирнамским лесом, надвигающимся на ощетинившийся номенклатурными башнями и бойницами Дунсинанский замок, когда-то бывший родовым, а ныне захваченный суетливыми и бесчестными плебеями-самозванцами.

Петербургские интеллигенты знают, чего они хотят. И знают, чего не допустят ни при каких обстоятельствах. Чему будут сопротивляться – долго и настойчиво. Не опуская рук и не падая духом. И они знают, что в конечном счёте одолеют зло.

Поэтому у них хватает сил и адреналина не только держать чиновников всех рангов и ранжиров в страхе и трепете, но и наэлектризовывать бескрайнее городское «болото», заставляя его опасно мерцать, а порой и вспыхивать. Так что сановные «волки» то и дело вздрагивают и замирают «от испуга», а порой даже делают вид, что «кушают друг друга», воскуряя символические жертвы священно-грозным градозащитным авгурам и весталкам.

Хранители петербургской архитектурно-культурной идентичности протестовали четыре года кряду, и в 2010 году, наконец, предотвратили возведение 400-метрового Газоскрёба на всё том же многострадальном Охтинскому мысу. Это строительство, напомним, грозило убийством не только археологических памятников Мыса, но и всего Петербурга как архитектурного целого. Увы. Мыс – после этого коллективного начальственно-прожектёрского позора – всё равно остался во владении тех, кто уже один раз зарекомендовал себя архитектурным вандалом с «чешущимися руками». И потому сегодня гражданская битва за спасение исторических и археологических памятников Охтинского мыса вновь входит в фазу острого противостояния градозащитного Добра – и градоразрушительного Зла.

Почему петербургские градозащитники верят в то, что на их стороне – не только правда, но и шансы на победу?

Потому что, когда Петербург по-настоящему начинает бороться за свою архитектуру и культуру, он побеждает.

Так было со времён общегородской битвы за Дом Дельвига в 1986 году – и так продолжается по сей день. Когда петербуржцы ставят перед собой долгосрочную градозащитную цель, они её добиваются.

26 августа 2015 года «околочиновные» религиозные мракобесы совершили хамскую вылазку против Петербурга и петербуржцев – сбили горельеф Мефистофеля с дома архитектора А.Л. Лишневского на Лахтинской, 24.

Сотни петербуржцев сразу же собрались на стихийную акцию протеста. Прошла серия пикетов. Была создана Инициативная группа по восстановлению горельефа Мефистофеля.

13 сентября 2015 г., на волне возмущения против уничтожения горельефа Мефистофеля, состоялся Митинг против вандализма и за сохранение Петербурга.

И хотя на протяжении многих лет Смольный под всеми мыслимыми и немыслимыми прологами уклонялся от реставрации фасада Дома Лишневского, в конце концов, в 2022 г. всё же было официально заявлено, что горельеф будет восстановлен.

12 января 2017 г. по Петербургу пронеслась очередная тревожная весть: на официальном сайте Комитета имущественных отношений появилось распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ в марте 2019 года.

И тут же поднялась встречная стихийно-протестная волна, которая очень быстро приобрела организованные формы и вылилась в серию пикетов, митингов и, наконец, в организацию «живого кольца» вокруг Исаакия.

Митинг 28 января 2017 г. в защиту сохранения Исаакиевского собора как музея:

В конце концов, в 2021 году РПЦ окончательно отказалась от претензий на Исаакиевский собор…

Осенью того же особенно тревожного для петербургской культуры 2017 года началась битва петербургской интеллигенции против планов по поглощению Публичной библиотеки (РНБ) – московской «Ленинкой» (РГБ). С этим контркультурным проектом выступил вновь назначенный директор РНБ А.И. Вислый.

И вновь был незамедлительно создан орган «быстрого интеллигентского реагирования» – Общественный комитет спасения Публичной библиотеки, благодаря которому о скандальной ситуации стали писать журналисты и блогеры по всей России.

Видные петербургские учёные провели серию «профессорских пикетов» против слияния РНБ и РГБ и в поддержку сотрудников Публички, уволенных за публичное несогласие с этими планами.

Против планов по фактическому уничтожению «Публички» активно выступили петербургские публицисты, сотрудники самой библиотеки и просто гражданские активисты.

В конце концов, через год, осенью 2018 г. петербуржцы добились отставки А.И. Вислого и отвели от Публички нависшую над ней угрозу фактического уничтожения…

Сможет ли петербургская интеллигенция выдержать нынешний «газовый напор» очередной вандально-чиновничьей атаки на город и его культурно-историческое достояние, связанное с археологическим и историческим наследием Охтинского мыса?

Опыт всей новейшей петербургской истории позволят ответить на эти вопросы утвердительно.

Своё недавнее видеообращение к президенту РФ защитники Охтинского мыса прокомментировали так:

«Надо понимать, что, несмотря на обращение по имени, адресовано послание не человеку, а государственной структуре “Президент РФ”, издавшей два года назад распоряжение, выполнения которого мы и требуем».

Мне почему-то кажется, что «государственная структура» по имени «президент РФ» рано или поздно должна будет услышать возмущённый голос петербургских градозащитников, устами которых к верховной власти взывает сегодня весь Санкт-Петербург. И чем раньше указанная власть это сделает, тем, думаю, будет лучше для всех. И для горожан, и для самой власти.

Даниил Коцюбинский