Мне рассказывали про болельщика, который во время трансляции матчей любимой команды уединяется на втором этаже своего дома с немереным количеством пива, «шарфом-розочкой», вувузелой и дудит, кричит и квасит там 90 минут в одиночестве, не допуская к себе домашних.
Мне такая форма боления не близка, да и второго этажа у меня нет… Поэтому, когда предложили билет на матч ЧМ в Нижнем Новгороде (на футбол у нас не попасть!), я согласился сразу: был уверен, что удастся поболеть в хорошей компании. Правда, ехать далековато. Но на моем веку чемпионат мира ближе вряд ли случится.
Легкость, с какой я оформил паспорт болельщика, создала во мне эйфорическое настроение – подумалось, что я уже ступил на красную ковровую дорожку, которая прямо на берег Волги меня и выведет. Не тут-то было! Кроме билета на стадион нужен был еще билет либо на поезд, либо на самолет, либо на автобус – широкий выбор! Я не рассматривал только водные пути. Ладно, бесплатный фан-поезд весь «ушел» еще до того, как у меня появился билет на матч. Но моментально выяснилось, что «за семь верст киселя хлебать» – это еще должно повезти с платными билетами! Когда я отбросил то, что было мне не по карману или не подходило по времени, остался единственный вариант: боковое место в плацкартном вагоне поезда, который ползет из Петербурга в Нижний 22 (двадцать два!) часа…
Альтернативу подсказали друзья: быстрее и дешевле! Уже с десяток лет в Интернете работают сервисы, которые помогают найти автомобилистам, рулящим в одиночку, попутчиков, а путешественникам на безбилетье – последнюю возможность добраться до цели. Начиналось все не у нас, а во Франции, и транспортно-своднический этот бизнес оказался не только общественно полезным, но и экологически актуальным. Выгоды и той и другой сторон очевидны: расходы на бензин делятся пропорционально, в дороге можно не только поболтать, но и обзавестись интересными и полезными знакомствами. Интернет-ресурсы кроме собственно помощи в поиске обеспечивают еще и информацией о водителе (статистика подобных поездок и отклики пассажиров), предоставляют возможность до старта связаться с ним – хоть по телефону, хоть по e-mail. Так что авантюра-то конечно изрядная, но быть одним из многомиллионной толпы «авантюристов» – это успокаивает.
В России, если верить Интернету, среднее расстояние, преодолеваемое «попутчиком», – 340 км. Мне предстояло преодолеть 1130 км. Как выяснилось, на уютном автомобиле отечественного производства, который прославил своим вниманием сам президент. Хорошо, что я быстро сориентировался, оглядев попутчиков, и понял, что я тут самый старший. Потому уверенно занял переднее правое сиденье – место доминантного пассажира. В дальней поездке это стратегически важная позиция. С нее удобнее модерировать разговор, если таковой случится, слово твое становится почти таким же весомым, как слово водителя. Отсюда можно вполголоса, не ущемляя его самолюбия, попросить выключить музыку, если это музон. Наконец, тут есть масса вариантов укладки собственных ног!
Мне повезло и с водителем, и с компанией по дороге «туда». И беседы периодически возникали интересные, и молчание было не тягостным. Я не скажу, что 14 часов пути «пролетели», но раннее утро в Нижнем Новгороде оказалось добрым, несмотря на то что я не умею спать сидя – разве что кемарить.
Поскольку я не о транспортном бизнесе рассказываю и не о футболе (на всякий случай все же: Швейцария – Коста-Рика 2:2), а всего лишь делюсь опытом двух моих поездок туда и обратно, сразу поедем назад.
Когда Интернет будет гарантировать вам, что на заднем сиденье не будет больше двух пассажиров, – не верьте! Это за пределами наших бескрайних просторов декларация о том, что карпулинг (или райдшеринг) не являются средством заработка водителя, не пустые слова. Там это действительно лишь способ разделить расходы на топливо с попутчиками.
В обратный путь я отправлялся опять на «Ладе», но выбирать место уже не приходилось. Караван из двух машин ехал через Нижний Новгород из Казани, и я оказался как раз третьим на заднем сиденье. Передо мной сидел человек двухметрового роста, поэтому просьба чуть сдвинуть сиденье вперед этим «чуть» и ограничилась – на один щелк… Подсадка моя была среди ночи, и сонное молчание по инерции тянулось всю дорогу. Водитель время от времени перекидывался парой слов с соседом справа, мои же соседи – «мрачные новобрачные» – не были расположены к разговору даже друг с другом. И даже нежными взглядами не обменивались.
Всякая стоянка была моим ногам в радость. А вот невольно подслушанные переговоры двух водителей друг с другом напрягали. Выяснилось мало-помалу, что до моей посадки они уже проехали по маршруту Чебоксары – Казань – Чебоксары – Нижний, и к моменту финиша в Санкт-Петербурге без сна за рулем они будут целые сутки…
Наш водитель во время движения ухитрялся принимать участие в активной смс-переписке, а его коллега во время стоянок громогласно обсуждал с кем-то по телефону возможность взять в обратный путь компанию аргентинцев, ехавших в Казань на 1/8 финала. На фиаско своих торопились успеть. Ближе к Петербургу договорился! Но стартовать им нужно было уже часа через три после нашего прибытия!
…Я благополучно съездил и вернулся. Как я подытожил бы поездку? Что мог бы посоветовать? Путешествие – самая разумная форма человеческой жизни. Хорошо, что есть теперь и такая возможность отправиться в дорогу. Если других вариантов нет, пользуйтесь ею, не сомневаясь.
Однако если есть более или менее сносная альтернатива – хватайтесь за нее двумя руками!
Владимир Петров