Сотовые операторы в одностороннем порядке меняют тарифы и поднимают абонентскую плату. До 2014 года у клиентов мобильных компаний была возможность оспорить в суде принудительную смену тарифа. Теперь все стало сложнее.
Идущую сейчас принудительную смену тарифов у пользователей мобильных телефонов сами сотовые компании объясняют заботой о клиенте. Клиент стал меньше использовать связь для разговоров, а больше для Интернета и общения в мессенджерах, но он, к сожалению, не настолько умен, чтобы догадаться сменить тариф самостоятельно. Быстрее всех здесь действуют операторы «Билайн» и «МегаФон»: последний поменял тарифы уже у 90 процентов клиентов. Большинство из них заключили договоры с оператором лет пятнадцать назад и теперь не могут вспомнить, был ли в договоре пункт, который позволяет сотовому оператору перевести клиента на другой тариф без его желания. В современном договоре такая строка имеется.
В 2017 году граждане активно судились с сотовыми операторами, но без особого результата. Сотовые операторы ссылаются на Правила об оказании услуг телефонной связи и упирают на то, что все услуги, за которые платит клиент, со сменой тарифа продолжают оказываться ему в полном объеме: меняется только плата, и в сторону увеличения. Именно это и возмущает клиентов. До 2014 года тарифы стабильно дешевели, и от старых отказывались, потому что это было выгодно. Но теперь времена снижения стоимости прошли.
Одни эксперты говорят, что это последствия введения бесплатного роуминга внутри России, на котором сотовые операторы неплохо зарабатывали. Другие винят во всем «пакет Яровой» (строительство дата-центров для трехлетнего хранения записей всех разговоров). «Роуминг ни при чем, – твердо заявили «Городу 812» в ФАС России (который и был инициатором отмены роуминга, поэтому его твердость объяснима). – Отмена роуминга операторами связи не является экономическим фактором для изменения тарифов и не рассматривается как основание для какого-либо увеличения. У каждого из операторов связи по несколько тысяч тарифных планов, и вывод отдельных тарифных планов из коммерческого оборота – достаточно распространенная практика».
Обжалование в суде изменение тарифа в одностороннем порядке возможно, но, говорят юристы, шансы на победу есть только у тех потребителей, которые докажут, что оператор их о смене тарифа не информировал.
«Город 812» отыскал решение петербургского арбитражного суда. В 2013 году петербургское отделение «МегаФона» Роспотребнадзор оштрафовал на 10 тысяч рублей – как раз за необоснованную смену тарифа. У клиента изначально был тариф «ISIC Лайт», который с августа 2013 года переименовали в тарифный план «Для своих». В октябре клиент спохватился, что деньги утекают как-то очень быстро, и выяснилось, что первая минута у него стоит теперь не 35 копеек, а 125.
«Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон», – говорится в решении. «МегаФон» утверждал, что клиент не стал отказываться от нового тарифа, хотя был о нем осведомлен. Суд с оператором не согласился. Штраф остался в силе. Аналогичное дело в том же 2013 году рассматривал арбитраж в Благовещенске. И с тем же результатом. Зато уже в 2017 году суд в Барнауле признал действия сотового оператора, поменявшего тариф без разрешения клиента, правомочными. Дело в том, что новые Правила оказания услуг телефонной связи вступили в силу в 2014 году. По этим правилам сотовый оператор может информировать граждан о смене тарифа просто на своем сайте, безо всяких отдельных оповещений.
«Если вы хотите судиться с сотовым оператором, поводом для иска должны стать не сама смена тарифа, а неприятные последствия, – говорят юристы. – Дополнительные услуги, например. Вы можете вернуть свои небольшие потерянные деньги, но вернуть прежний тариф вам не удастся. Впрочем, “мобильное рабство” отменили пять лет назад: можно уходить со своим номером к другому сотовому оператору. Возможно, ваш оператор испугается и предложит вам хорошие условия, лишь бы вы остались. А если не предложит – покупайте вторую сим-карту у дешевого оператора и комбинируйте. В Интернете полно калькуляторов, которые позволяют выбрать оптимальный тариф».
Нина Астафьева