Как меньшинство навязывает правила большинству

Непримиримому меньшинству достаточно достичь минимально значимого уровня, скажем, 3–4% населения, – и все население меняет свои установки. При этом наивный наблюдатель полагает, что новые правила диктует большинство.

Этот принцип вывел Нассим Талеб – статистик, автор довольно нашумевшего «Черного лебедя» (так Талеб называет неожиданное масштабное событие – у нас, кстати, почти такой случай).

Влияние меньшинства на большинство Талеб иллюстрирует в том числе невинными экономическими примерами: например, кошерное население составляет менее 0,3% жителей США. Однако почти все напитки в США кошерные. Почему так? По простой причине – переход на полностью кошерную пищу дает производителям, ретейлерам и ресторанам возможность не помечать отдельные напитки значками «кошер» и «некошер», не разделять прилавки, запасы и складские помещения. Простое правило таково: меньшинство, потребляющее кошер (или халяль), никогда не станет есть некошерную (нехаляльную) пищу, а тому, кто питается всем подряд, есть кошерное не запрещено.

Другой пример: распространение машин с автоматической коробкой передач – это не выбор большинства, дело только в том, что водители, которые умеют водить машины с ручным управлением, всегда могут перейти на автоматику, но не наоборот.

Не каждое непримиримое меньшинство может навязать свою волю остальным – только консервативное, не заставляющее большинство менять свои представления о жизни. Поэтому легче всего проходят изъятия.

Почему запрещаются книги? Конечно, не потому, что они оскорбляют среднего индивида: по большей части люди пассивны, им все равно, а если даже и не все равно, проявлять активность и требовать запрета они не будут. Для того, чтобы запретить какие-то книги и занести какого-то писателя в черный список, хватает кучки мотивированных активистов.

Профессоров увольняют из университетов после единственного письма какой-нибудь матери, не желавшей, чтобы ее ребенок находился в одном помещении с человеком, проповедующим оригинальные идеи. И это применимо к любым запретам.

Моральные ценности в обществе формируются не из-за эволюции большинства. Просто самый нетерпимый человек навязывает другим свои представления о правильном – именно потому, что он нетерпим, а остальным все равно.

Сергей Балуев