В России с 1 апреля изменятся правила, по которым для водителей устанавливают тарифы ОСАГО. Чиновники называют это либерализацией. Уверяя, что для безаварийных водителей стоимость ОСАГО снизится, но для тех, кто попадает в ДТП, – сильно возрастет. «Город 812» разбирался в новой системе. И понял – в ДТП лучше не попадать.
С 1 апреля 2019 года, будет применяться новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). КБМ будут назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года больше не пересчитываться.
Коэффициентов у нас 15. Базовый коэффициент – 3 (он приравнен к единице – т.е. ни скидок, ни надбавок к цене полиса), он для тех, кто впервые оформляет ОСАГО. Первый год безаварийной езды – и водитель получает 4-й коэффициент (минус 5 процентов от цены полиса), на следующий безаварийный год – минус 10 процентов и т.д. Максимальная скидка – 50% от тарифа за 10 лет без ДТП.
Все меняется, если попадаешь в ДТП по своей вине (вернее – если пострадавший обращается в твою страховую компанию за выплатой). Если водитель с базовым коэффициентом в нее попадает, на следующий год ему оформят КБМ-1 – и за полис придется платить на 55% больше. Попадешь в течение года в аварию снова – будет уже самый плохой коэффициент – «М», с которым полис подорожает в 2,45 раза.
Добиваться улучшения коэффициента придется несколько лет: водитель, попавший в категорию «М», вернется к базовому коэффициенту только через четыре года. Если, конечно отъездит безаварийно.
В категорию «М» попадают не за 2 ДТП, а за 2 случая обращения в страховую компанию виновника аварии. Если в ДТП пострадало больше одной машины, водителя зачислят в «М» только за одну аварию. Говорят, впрочем, он может это оспорить.
Если на человека оформлено несколько машин с разными коэффициентами ОСАГО, то с 1 апреля КБМ будет один, но минимальный, то есть хороший.
Кроме аварийных коэффициентов на стоимость ОСАГО влияет территория использования автомобиля (в Петербурге коэффициент повышающий – 1,8, в Москве – 2, самые выгодные территориальные коэффициенты – 0,6 – в Крыму, Тыве и на Чукотке), водительский стаж, возраст и мощность автомобиля.
Какие изменения ждут водителей с 1 апреля? С территориями и мощностью машин – никаких. А с возрастом и опытом – перемены есть. Во-первых, раньше существовали 4 опытно-возрастных градации, а теперь их будет почти 60. Водителей разделят на 7 возрастных групп: 16-21 год, 22-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-40 и – старше. Максимальные бонусы достанутся водители из групп старше тридцати лет. Далее все это умножается на стаж: 0, 1, 2 и т.д. Самый экономный водитель – тот, кому за 30, а стаж больше 5 лет. Но даже он не сможет рассчитывать на скидку больше чем в 4 процента. Двадцатилетний водитель-новичок переплатит за полис 87 процентов.
Во-вторых, для юридических лиц введут средний КБМ по парку, учитывая репутацию каждого водителя. Это должно привести к тому, что от аварийщиков будут избавляться.
И вообще новая система может заставить водителей не оформлять незначительные ДТП, а расплачиваться с пострадавшим самостоятельно.
Анонсированы и дальнейшие изменения в системе ОСАГО. С 2019 года каждый страховщик получит право назначать цену полиса на 20 процентов выше или ниже ставки, установленной ЦБ РФ. Обещают, что когда-то в будущем откажутся от повышающих коэффициентов в зависимости от территории и мощности автомобиля (понятно, что на аварийность мощность двигателя влияния не оказывает – но сейчас это способ получить с водителей дополнительные деньги). А вместо них ввести коэффициент манеры вождения, его будут считать в зависимости из частоты нарушений ПДД, резкости торможения и перестроений. Каким образом все это будет отслеживаться – не очень понятно: то ли благодаря ГЛОНАСС, то ли с помощью камер.
Сейчас для Петербурга максимальная стоимость ОСАГО для автомобиля мощность больше 150 лошадиных сил и плохим коэффициентом у водителя – в районе 50 тысяч рублей. Минимальный для автомобиля до 100 лошадиных сил и водителя с длительным сроком безаварийного вождения – 3200 рублей. Примерную стоимость полиса можно посмотреть, например, здесь.
А проверить свой КБМ (коэффициента «бонус-малус») можно на сайте Российского союза автостраховщиков – здесь.
Нина Астафьева
Зависимость коэффициента бонус-малус от количества страховых случаев
Класс | КБМ | Подорожание–
Скидка |
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | |||||||
M | 2,45 | 145% | 0 | M | M | M | M |
0 | 2,3 | 130% | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 55% | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 40% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | нет | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | -5% | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | -10% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | -15% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | -20% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | -25% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | -30% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | -35% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | -40% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | -45% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | -50% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |