Не всем водителям понравятся изменения правил ОСАГО

В России с 1 апреля изменятся правила, по которым для водителей устанавливают тарифы ОСАГО. Чиновники называют это либерализацией. Уверяя, что для безаварийных водителей стоимость ОСАГО снизится, но для тех, кто попадает в ДТП, – сильно возрастет. «Город 812» разбирался в новой системе. И понял – в ДТП лучше не попадать.

 

С 1 апреля 2019 года, будет применяться новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). КБМ будут назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года больше не пересчитываться.

Коэффициентов у нас 15. Базовый коэффициент – 3 (он приравнен к единице – т.е. ни скидок, ни надбавок к цене полиса), он для тех, кто впервые оформляет ОСАГО. Первый год безаварийной езды – и водитель получает 4-й коэффициент (минус 5 процентов от цены полиса), на следующий безаварийный год – минус 10 процентов и т.д. Максимальная скидка – 50% от тарифа за 10 лет без ДТП.

Все меняется, если попадаешь в ДТП по своей вине (вернее – если пострадавший обращается в твою страховую компанию за выплатой). Если водитель с базовым коэффициентом в нее попадает, на следующий год ему оформят КБМ-1 – и за полис придется платить на 55% больше. Попадешь в течение года в аварию снова – будет уже самый плохой коэффициент – «М», с которым полис подорожает в 2,45 раза.

Добиваться улучшения коэффициента придется несколько лет: водитель, попавший в категорию «М», вернется к базовому коэффициенту только через четыре  года. Если, конечно отъездит безаварийно.

В категорию «М» попадают не за 2 ДТП, а за 2 случая обращения в  страховую компанию виновника аварии. Если в ДТП пострадало больше одной машины, водителя зачислят в «М»  только за одну аварию. Говорят, впрочем, он может это оспорить.

Если на человека оформлено несколько машин с разными коэффициентами ОСАГО, то с 1 апреля КБМ будет один, но минимальный, то есть хороший.

Кроме аварийных коэффициентов на стоимость ОСАГО влияет территория использования автомобиля (в Петербурге коэффициент повышающий – 1,8, в Москве – 2, самые выгодные территориальные коэффициенты – 0,6 – в Крыму, Тыве и на Чукотке), водительский стаж, возраст и мощность автомобиля.

Какие изменения ждут водителей с 1 апреля? С территориями и мощностью машин – никаких. А с возрастом и опытом  – перемены есть. Во-первых, раньше существовали 4 опытно-возрастных градации, а теперь их будет почти 60. Водителей разделят на 7 возрастных групп: 16-21 год, 22-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-40 и – старше. Максимальные бонусы достанутся водители из групп старше тридцати лет. Далее все это умножается на стаж: 0, 1, 2 и т.д. Самый экономный водитель – тот, кому за 30, а стаж больше 5 лет. Но даже он не сможет рассчитывать на скидку больше чем в 4 процента. Двадцатилетний водитель-новичок переплатит за полис 87 процентов.

Во-вторых, для юридических лиц введут средний КБМ по парку, учитывая репутацию каждого водителя. Это должно привести к тому, что от аварийщиков будут избавляться.

И вообще новая система может заставить водителей не оформлять незначительные ДТП, а расплачиваться с пострадавшим самостоятельно.

Анонсированы и дальнейшие изменения в системе ОСАГО. С 2019 года каждый страховщик получит право назначать цену полиса на 20 процентов выше или ниже ставки, установленной  ЦБ РФ. Обещают, что когда-то в будущем откажутся от повышающих коэффициентов в зависимости от территории  и мощности автомобиля (понятно, что на аварийность мощность двигателя влияния не оказывает – но сейчас это способ получить с водителей дополнительные деньги). А вместо них ввести коэффициент манеры вождения, его будут считать в зависимости  из частоты  нарушений ПДД, резкости торможения и перестроений. Каким образом все это будет отслеживаться – не очень понятно: то ли  благодаря ГЛОНАСС, то ли с помощью камер.

Сейчас для Петербурга максимальная стоимость ОСАГО для автомобиля мощность больше 150 лошадиных сил и  плохим коэффициентом у водителя – в районе 50 тысяч рублей.  Минимальный  для автомобиля до 100 лошадиных сил и водителя с длительным сроком безаварийного вождения – 3200 рублей. Примерную стоимость полиса можно посмотреть, например,  здесь.

А проверить свой КБМ (коэффициента «бонус-малус») можно на сайте Российского союза автостраховщиков – здесь.

Нина Астафьева

 

Зависимость коэффициента бонус-малус от количества страховых случаев

 

Класс КБМ Подорожание

Скидка

Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 -5% 5 2 1 M M
5 0,9 -10% 6 3 1 M M
6 0,85 -15% 7 4 2 M M
7 0,8 -20% 8 4 2 M M
8 0,75 -25% 9 5 2 M M
9 0,7 -30% 10 5 2 1 M
10 0,65 -35% 11 6 3 1 M
11 0,6 -40% 12 6 3 1 M
12 0,55 -45% 13 6 3 1 M
13 0,5 -50% 13 7 3 1 M