Уплотнение Науки. Кто победит: налоговая инспекция или здравый смысл?

Мы давно привыкли к тому, что от начальства в России не исходит ничего, кроме глупостей и неприятностей, а те или иные меры различаются только их соотношением. Об этом писал еще Салтыков-Щедрин, и со второй половины позапрошлого века практически ничего не изменилось.

Так случилось и на этот раз. На проспекте Науки обнаружилась типичная уплотнительная застройка со всеми вытекающими из нее варварскими последствиями.

 

Выбранные места из переписки депутата Амосова

В конце марта 2021 г. жители района обратили внимание на подозрительную активность в небольшом зеленом массиве на пр. Науки, перед школой №121 (фото 1). Было направлено несколько обращений, в результате удалось выяснить, что проводятся изыскательские работы (бурение скважин) по объекту капитального строительства, причем, по сообщению ГАТИ, они велись с множеством нарушений. Конкретно же выяснилось, что Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу присмотрело себе давно обжитой участок на пр. Науки (между домами 14, корп. 1 и 16, корп. 2; кадастровый номер 78:10:0005211:13843, примерно возле пересечения пр. Науки и ул. Софьи Ковалевской, в створе ул. Бутлерова) и активно претендует на то, чтобы построить на месте зеленого массива здание для Межрайонной инспекции № 18 ФНС России, обслуживающей налогоплательщиков Калининского района (фото 2).

  • Фото 1

  • Фото 2

Причина: сейчас эта инспекция «располагается на двух площадках, прием налогоплательщиков осуществляется в тесных, неприспособленных к приему людей помещениях. Фактически на одного сотрудника приходится 4 кв. м кабинетной площади». А хочется больше и лучше.

В результате указанный участок, на который 11 декабря 2019 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации», уже «предоставлен УФНС на праве постоянного (бессрочного) пользования». Кем предоставлен, когда, каким документом – в ответе не сказано ни слова. Правда, «до настоящего времени Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга разрешение на строительство не выдано».

Это я процитировал информацию, содержащуюся в ответе губернатора СПб от 26 апреля 2021 г. (см. Приложение 1) на запрос депутата М.И.Амосова, к которому обратилась избирательница Е.П.Бакоз, возмутившаяся тем, что на этом весьма небольшом участке, который непосредственно примыкает к красной линии застройки четной стороны пр. Науки и на котором сейчас растут, между прочим, 67 деревьев, будут строить новое здание, а все эти деревья просто уничтожат (фото 3, 4, 5).

  • Фото 3

  • Фото 4

  • Фото 5

Да, этот сквер не включен в официальный список ЗНОП, но это означает недоработку органов государственной власти, а деревья, которым около 40 – 50 лет, в этом не виноваты. Понятно, что отсутствие официального статуса сквера власти посчитали своей удачей, но это лишь доказывает их варварское отношение к «зеленому другу». Поэтому депутат Амосов предложил губернатору СПб подобрать на территории гигантского Калининского района (площадь – 40 кв. км или 4008 га) альтернативные земельные участки.

Однако, как сказано в ответе, в этом нет необходимости, поскольку Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) Санкт-Петербурга «участок расположен в границах территориальной зоны Т3Ж2, градостроительным регламентом которой установлен основной вид разрешенного использования “государственное управление” (код 3.8.1)».

Что же касается деревьев, ответил губернатор, то коль скоро участок находится в федеральной собственности, то «решение вопроса о сохранении зеленых насаждений на участке не относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

 Вот с этими пунктами ответа стоит подробно разобраться.

 

Зона Т3Ж2 и ее «тайны»

Во-первых, зона Т3Ж2 – это жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

При этом особо подчеркнуто, что целью выделения зоны Т3Ж2 является «развитие объектов общественно-деловой застройки в соответствующих среде формах и объемах, не оказывающих негативного воздействия на объекты жилой застройки».

Из таблицы, в которой перечислены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: (http://www.peterland.info/pzz/t3zh2.htm), видно, что код 3.8.1 «государственное управление» – это лишь один из 37-ми кодов, и с тем же успехом, ровно на тех же законных основаниях видом основного использования может быть просто «благоустройство территории» (код 12.0.2), т.е. именно то, что уже есть сейчас.

Иначе говоря, то, что мы имеем на участке с кадастровым номером 78:10:0005211:13843, абсолютно законно и является видом основного использования. И нет никаких юридических аргументов, в соответствии с которыми вдруг надо обязательно изменить вид основного использования этого участка. С какой стати?

Поэтому фраза из губернаторского ответа: «участок расположен в границах территориальной зоны Т3Ж2, градостроительным регламентом которой установлен основной вид разрешенного использования “государственное управление” (код 3.8.1)», – просто вводит в заблуждение. Этих «основных видов» и «кодов» предусмотрено МНОГО, а один из них уже законно реализован.

Так что тут, на мой взгляд, есть неплохая судебная перспектива в отношении неправомерности предоставления УФНС на праве постоянного (бессрочного) пользования участка с кадастровым номером 78:10:0005211:13843. Просто нужно подать административное исковое заявление к тому госоргану, который это предоставление осуществил, и ходатайствовать о принятии судом обеспечительных мер в виде запрета Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на выдачу разрешения на строительство до окончания судебного разбирательства.

Есть еще один важный нюанс.

 

     

Основные виды разрешенного использования

1

Среднеэтажная жилая застройка

2.5

2

Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.6

3

Хранение автотранспорта

2.7.1

4

Предоставление коммунальных услуг

3.1.1

5

Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг

3.1.2

6

Дома социального обслуживания  <*>

3.2.1

7

Оказание социальной помощи населению  <*>

3.2.2

8

Оказание услуг связи  <*>

3.2.3

9

Общежития  <*>

3.2.4

10

Бытовое обслуживание <*>

3.3

11

Амбулаторно-поликлиническое обслуживание

3.4.1

12

Стационарное медицинское обслуживание <*>

3.4.2

13

Дошкольное, начальное и среднее общее образование

3.5.1

14

Объекты культурно-досуговой деятельности <*>

3.6.1

15

Государственное управление

3.8.1

16

Амбулаторное ветеринарное обслуживание <*>

3.10.1

17

Рынки <*> <**>

4.3

18

Магазины <*>

4.4

19

Банковская и страховая деятельность <*> <**>

4.5

20

Общественное питание <*> <**>

4.6

21

Служебные гаражи

4.9

22

Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий

5.1.1

23

Обеспечение занятий спортом в помещениях

5.1.2

24

Площадки для занятий спортом

5.1.3

25

Оборудованные площадки для занятий спортом

5.1.4

26

Связь <*>

6.8

27

Внеуличный транспорт

7.6

28

Обеспечение внутреннего правопорядка

8.3

29

Улично-дорожная сеть

12.0.1

30

Благоустройство территории

12.0.2

 

Земельный участок, о котором идет речь, примыкает, как я уже написал, к красной линии застройки четной стороны пр. Науки.

В приведенной таблице объекты видов разрешенного использования, которые отмечены знаком <*>, могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям и (или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам.

Как видим, код 3.8.1 астериксом не снабжен, а это значит, что ПЗЗ не требует разместить орган госуправления обязательно на земельном участке, примыкающем к красной линии. Он может располагатся и в глубине квартала. Не такой это важный объект, любимый народом, налоговая инспекция, чтобы воздвигать его вместо 67-ми деревьев, да еще с выходом на красную линию проспекта.

Во-вторых, странно выглядит ответ губернатора по деревьям. Если «решение вопроса о сохранении зеленых насаждений на участке не относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», то опять-таки возникает вопрос: кто отдал участок налоговикам, какой федеральный государственный орган? И знает ли он, этот неведомый орган, что отдан не бесхозный пустырь, а ухоженный участок, а квартал этот в целом давно сформирован и архитектурно, и градостроительно?

 

Детали технического задания

Пока отсутствует даже эскизный проект будущего здания, а мне известны лишь два документа:

1) ответ начальника УФНС по Санкт-Петербургу А.В.Гнедых от 23 апреля 2021 г. (см. Приложение 2) и

2) конкурсная документация на право заключения государственного контракта на «Выполнение проектно-изыскательских работ объекта капитального строительства: Административное здание для размещения Межрайонной ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу (строительство)», которое, возможно, утвердил заместитель руководителя УФНС по Санкт-Петербургу А.В.Терпигорев.

Кстати, в 1994 г. я брал у Алексея Викторовича интервью для «Вечернего Петербурга», тогда он был заместителем прокурора Санкт-Петербурга и сидел в кабинете на Исаакиевской пл.

В состав конкурсной документации входит «Задание на проектирование объекта капитального строительства». Застройщик – УФНС России по Санкт-Петербургу (191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.76, лит. А), цель строительства – административное здание для размещения Межрайонной ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу, общая площадь здания 9 490 кв. м на участке с кадастровым номером 78:10:0005211:13843 площадью 3980 кв. м.

Далее цитирую: «Этажность определить проектом, в соответствии с градостроительными регламентами. В проектируемом здании предусмотреть: архивные помещения для временного хранения документации площадью не менее 600 кв. м;  операционный зал; конференц-зал; зал совещаний; столовая; медпункт; кассовый блок (касса).

Численность работающих – 378 человек».

Таким образом, можно предположить, что здание будет иметь не менее трех этажей, каждый площадью примерно 3000 кв. м. Впрочем, в письме начальника УФНС отмечено, что максимальная высота здания по нормативным условиям может составлять до 46 м! А это 14-этжный дом. Так что тут вырастет на самом деле можно только гадать.

В техзадании также указано, что «при получении положительного согласования администрации города предусмотреть ограждение территории по периметру защитным забором высотой не менее 2,5 метра с системой контроля доступа на территорию». Так что пр. Науки может украситься еще и забором.

Указаны в техзадании и «стесняющие факторы». Их два:

«1 фактор – находятся существующие сети, зеленые насаждения, подлежащие демонтажу или выносу.

2 фактор – предполагается строительство в непосредственной близости от жилых зданий.

Объект строительства находится в условиях стесненной городской застройки».

Понятно, что жилая застройка мешает налоговой инспекции, мешают – прямо скажем – люди, и УФНС в своем техзадании этого даже не скрывает. Как не скрывает и того, что деревья подлежат демонтажу – ведь «выносить» 50-летние растения невозможно. Хотя тут же следует лицемерное заявление: «Проектируемое здание разместить в глубине участка в границах красных линий с учетом пожарных требований, максимально сохраняя существующие зеленые насаждения».

Уж какое тут максимальное сохранение, если нужно и здание поставить, и обеспечить автостоянку на 57 машиномест (согласно ПЗЗ, 1 машиноместо на 70 кв. м площади отведенного участка) в пределах землевладения.

 Между тем одной из целей выделения зоны Т3Ж2 является «развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий, в соответствующих среде формах».

Т.е. новое здание должно соответствовать уже существующей среде, конкретно возникшей здесь зеленой зоне с 67-ю деревьями, а не уничтожать ее для того, чтобы поставить очередную трех или четырехэтажную коробку, окруженную забором высотой 2 с половиной метра.

Иными словами, строительство здания налоговой инспекции в этом месте прямо противоречит тем целям, которые декларированы в соответствующем разделе ПЗЗ. Фраза в письме начальника УФНС о том, что «зеленые насаждения, расположенные вне участка, при строительстве затронуты не будут», лишены всякого смысла, поскольку весь сквер как раз и расположен на этом участке. Это просто демагогия.

Такой же демагогией является и заявление о том, что находящиеся на участке инженерные сети все равно обязывают вырубить все деревья «вне зависимости от проведения застройки». На самом деле здесь несколько лет назад проводилась прокладка инженерных сетей, часть зеленых насаждений была уничтожена, а оставшиеся ремонту сетей не препятствуют (фото 6). Но демагогия – это то единственное, что остается в этих условиях УФНС.

  • Фото 6

На самом деле пустырей без «стесненной городской застройки» на том же пр. Науки хватает – например, ближе к станции Ручьи и улице Руставели. Там отличная транспортная доступность, не хуже, чем возле дома 16 по пр. Науки, а главное – там можно строить здания без уничтожения деревьев и перекладки тепловых сетей. Но вот волюнтаристски ткнули в то место, в которое ткнули, и всё, уперлись рогами. Никакой альтернативы, только здесь!

 

«Стесняющие факторы»

Между тем то, что УФНС деликатно именует «стесняющими факторами», на самом деле сопряжено с вполне реальными угрозами не только для 67-ми деревьев – их-то уже приговорили, но и для зданий, находящихся в непосредственной близости.

Повторю: одной из целей выделения зоны Т3Ж2 является «развитие объектов общественно-деловой застройки в соответствующих среде формах и объемах, не оказывающих негативного воздействия на объекты жилой застройки».

Но именно с этим неминуемо возникнут проблемы, которые вполне выразительно обозначены уже сейчас. Ведь строительство, это прежде всего, забивка свай под фундамент. Конечно, сейчас застройщик будет клясться, что строители применят щадящие методы, т.е. буро-набивные сваи, но я бы этому не верил, впрочем, и в этом случае проблем будет не меньше – хотя бы из-за грунтовых вод, уровень которых в этом месте весьма высокий.

Прежде всего, проблемы коснутся дома 16, корп. 1 по пр. Науки, т..е. ЖСК-262, построенного в 1969 г. (фото 7). Из письма директора Жилищного агенства Калининского района А.В.Суворова от 6 июня 2000 г. (см. Приложение 3), дом относится к серии 5733, и в соответствии с заключением Гостроя СССР и Госгражданстроя РСФСР строительные элементы таких домов подлежат усилению. Согласно «Заключению технического состояния несущих конструкций жилого дома» № 16 по пр. Науки (№ 12628/к-99) от 1999 года, проблемы составляют весьма внушительный список (см. Приложения 4 и 5). В точном соответствии с этим заключением совсем недавно Жилищное агентство администрации Калининского района провело ремонтные работы. Были усилены наружные кирпичные стены в соответствии с их деформационным состоянием.

  • Фото 7

На фотографиях видно, что в стенах были сделаны шурфы и закачан раствор: во-первых, над оконными проемами первого этажа (фото 8, места закачки имеют более темный цвет), во-вторых, непосредственно в кирпичную кладку, в те места. где в кладке возникли трещины: стена уже закрашена, однако выступающие над плоскостью стены бугристые образования – это места, куда закачали укрепляющий раствор (фото 9). Когда в боковой стене дома малый бизнес пробил дверной проем, не укрепив его металлической рамой, кирпичная кладка сразу начала проседать (фото 10). Таковы визуальные признаки качества и проекта дома серии 5733, и качества строительства в конце 1960-х гг.

  • Фото 8

  • Фото 9

  • Фото 10

Из этого следует, что стройка, т.е. забивание свай под фундамент и связанные с этим вибрации, в непосредственной близости от дома 16, корп. 1 грозит стенам дома большими неприятностями. Кроме того, следует учитывать, что в этом месте высокий уровень грунтовых вод, в подвале дома 16 стационарно установлены насосы для их откачивания, а новостройка, естественно, создаст давление на почву и гарантированно обеспечит повышение уровня грунтовых вод.

Кстати, начальник УФНС в своем письме указывает на то, что не менее 20% площади участка застройки составит озеленение. Думаю, в лучшем варианте это будет газон вдоль забора шириной 3 – 4 м. Однако на участке отсутствует водоотведение, а без деревьев, корни которых удерживают влагу, болото гарантировано. Притом не только на участке налоговой инспекции!

Таким образом, строительство на бюджетные средства (а предполагаемая стоимость в ценах на момент окончания строительства в 2022 г. составит 634 378 700 руб.), образующиеся из поступлений от налогоплательщиков, в том числе и живущих в доме 16 корп. 1, может доставить очень большие неприятности этим самым налогоплательщикам. Девиз простой: сделаем вам проблемы за ваши же деньги!

В техзадании на строительство здания налоговой инспекции не сказано про подземный паркинг, однако он упомянут в письме начальника УФНС (см. Приложение 2). Обычно такие подземные сооружения и котлованы, которые под них выкапывают глубиной до 4 м, при наличии высокого уровня грунтовых вод неизбежно приводят к сдвижкам фундаментов близстоящих зданий. Для дома 16, корп. 1 это очень опасно.

В техзадании предписано «выполнить инженерные изыскания (геологические, геодезические, экологические и прочие) в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы». Какие-то действия в этом направлении жители микрорайона наблюдали в марте 2021 г., однако по полученным мною сведениям шурфы делались на глубину не более 50 см. Не знаю, так это или нет, но я во время обследования участка 14 мая 2021 г. следов от бурения шурфов на участке не обнаружил. Поскольку весь участок покрыт травой (за исключением дорожки), следы бурения на 4 м были бы видны. Но я их не увидел.

Второй объект, которого коснется налоговая новостройка, – это школа № 121 (пр. Науки, д. 16, корп. 2), расположенная позади того участка, на котором УФНС хочет строить здание (фото 11, 12, 13). Геометрия там такая: от стены школьного здания до ограды – примерно 10 м, за оградой начинается участок, его глубина от красной линии застройки проспекта – примерно 38 м. Сейчас, если смотреть на школьное здание со стороны пр. Науки, мы видим благоустроенный сквер, те самые 67 деревьев,  если строительство состоится, на красную линию выйдет забор налоговой инспекции высотой 2,5 м. Конечно, он украсит проспект до чрезвычайности.

  • Фото 11

  • Фото 12

  • Фото 13

По фронту (т.е. вдоль проспекта Науки) отведенный УФНС участок имеет длину примерно 115 м. С учетом площади в 3980 кв. м, его глубина составляет 35 м. Практически расстояние до ограды школьной территории с учетом погрешности измерений по карте Яндекса.

При этом надо учесть, что в здании школы 4 этажа, все учебные классы входят на южную сторону, т.е. на пр. Науки, на первых двух этажах размещены младшие классы. После того, как прямо перед школой построят налоговую инспекцию, даже 3-этажную, солнечный свет на первые два этажа школы попадать не будет, а окна всех учебных классов будут смотреть на задний двор налоговой инспекции с мусорными контейнерами и т.п. принадлежностями всех хоздворов.

Инсоляция – это величина попадания солнечных лучей в помещение. Для соблюдения инсоляции строений, где проживают или работают люди, учитывается, как долго, за конкретный промежуток времени, в помещении проникают лучи. При непрерывном освещении солнца этот период должен составить 2 часа 30 мин. По моим расчетам, в окна 1-го и 2-го этажей школы солнечный свет вообще попадать не сможет. Образуется нечто вроде двора-колодца.

Здание школы панельное, стыки плит, как это видно на фото 14 и 15, уже разошлись, если начнется строительство и примутся забивать сваи, то плиты разойдутся из-за вибрации еще сильнее. Возможно, в подвале появится вода. Я уж не говорю о том, что шум от стройки будет мешать учебному процессу.

  • Фото 14

  • Фото 15

Отдельный вопрос – где поставят подъемный кран? На безопасном расстоянии от жилых домов и школы кран тут не поставить. А всем известно, кто у нас строит и что подъемные краны кое-где у нас порой падают…

Как я уже написал, по фронту участок составляет 115 м. Это означает, что он захватывает существующую сейчас автостоянку, расположенную между внутриквартальным проездом и нынешним неофициальным сквером перед зданием школы № 121 (фото 16, 17). Т.е. эту автостоянку УФНС также экспроприирует для собственных нужд и разместит за своим забором.

  • Фото 16

  • Фото 17

К одиннадцати – туз

Сразу возникает вопрос: а куда ставить автомобили как жителям близлежащих домов, так и посетителям МИФНС № 18, если вдоль проспекта Науки парковаться нельзя? Допустим, для себя налоговая проблему парковки решит, да и то нет уверенности, что все сотрудники поместятся на ведомственной стоянке. А прочие? Забьют все внутриквартальные площади? А ведь такое увеличение социальной нагрузки означает еще и ухудшение экологии.

Впрочем, тут уже мы сталкиваемся с более общей проблемой – транспортной перегрузкой стыка пр. Науки и ул. Бутлерова. Это в 1960-е – 1970-е годы пр. Науки можно было спокойно переходить в любом месте. Теперь он перегружен, поскольку выполняет транзитную функцию для транспорта, идущего с Петроградской стороны и Комендантского аэродрома в центр города и в Красногвардейский и Невский районы.

При этом надо еще учесть интенсивное строительство зданий, в том числе и общественного назначения, в квартале, ограниченном пр. Науки, Гражданским пр., ул. Верности и ул. Бутлерова. В тихие 1960-е годы здесь стоял только универсам, кажется, самый первый в Ленинграде (сколько содержательных жалоб я здесь написал!), и строилась трикотажная фабрика (ныне это ТК «Призма», фабрика достроена не была). А позади этих объектов находился склад боеприпасов, с улицы Бутлерова были видны снарядные ящики и хвостовые части ракет. К складу была подведена одноколейка от ст. Пискаревка, которая пролегала по правой части ул. Верности и уходила в Пискаревский парк по той территории, где нынче находится детская спортшкола «Смена». Улица же Бутлерова в месте пересечения с одноколейкой, перекрывалась шлагбаумами. Патриархальные были времена! Паровозик, свистки, незабываемый запах дыма и железной дороги…

В начале перестройки склад вывезли и благоустроили чудный сад площадью 8,11 га (в списке ЗНОП он именуется «Сад между пр. Науки и ул. Верности»), поскольку на закрытой территории военного склада за долгие годы самосевом выросли деревья, остатки которых мы еще можем наблюдать и сегодня.

Сначала в этом саду построили здание крытого катка «Спартак» (Бутлерова, 36), потом с большим скандалом (http://www.ecom.su/news/index.php?id=505) воткнули здание общепита «Блин-Дональдс» на пересечении Гражданского пр. и ул. Верности, потом Отдел ЗАГС Калининского района с залом для свадебных торжеств (ул. Верности, 4). Всё это, напомню, на территории сада!

Сейчас там же, позади крытого катка «Спартак», строится здание то ли гостиницы, то ли апарт-отеля, а еще собираются построить здание то ли дельфинятника, то ли спорткомплекса с бассейном. И снова на территории все того же сада, теперь уже фактически бывшего. И понятно, что автотранспорт от всех этих объектов может выехать все на тот же стык ул. Бутлерова и пр. Науки. Не многовато ли получается?

И вот сюда же, в это самое место, хотят поставить еще и налоговую инспекцию Калининского района. Это уже просто перебор, к одиннадцати – туз.

Вывод из всего простой: чиновникам следует вовремя одуматься, вытащить рога из земли и не цепляться за пагубное для людей решение.  

Михаил Золотоносов

 

P.S. Автор благодарит за предоставление материалов муниципального депутата МО «Гражданка» Анастасию Лапшангскую и председателя ЖСК-262 Валентину Овчинникову.

P.P.S. Проблеме сквера на пр. Науки посвящено несколько публикаций в районном паблике Красивый Петербург: https://vk.com/wall-64882776_43220 и https://vk.com/kp_kalininskiy?w=wall-64882776_43246.

А также в паблике Пискаревский паркhttps://vk.com/wall-157302951_1231 и https://vk.com/wall-157302951_1219

Вся информация аккумулируется здесь.

 

Приложение 1

  • Полностью открыть документ можно , кликнув по нему

 

Приложение 2

  • Полностью открыть документ можно , кликнув по нему

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5