В Большом Гатчинском дворе после десятилетней реставрации открылся для публики Арсенальный зал. На вернисаже опытный Василий Панкратов, директор ГМЗ «Гатчина» не скрывал волнения и не стеснялся пафоса.
По его словам дело не в том, что 600-метровый зал – самый большое и самое насыщенное предметами пространство дворца. После его открытия ГМЗ «Гатчина» может считать себя не только архитектурно-художественным, но и историко-мемориальным музеем, свидетелем повседневной жизни семьи Романовых.
По воспоминаниям, в этом зале в разных его частях могли одновременно играть в карты, музицировать, чаевничать, дамы – вышивать, мужчины – обсуждать итоги утренней охоты, все вместе – играть любительский спектакль. Кстати, Николай I предпочитал роли без слов. Изображая какого-нибудь полицмейстера, гримировался так, чтобы его не узнали даже близкие родственники.
В Арсенальном зале Николай Карамзин читал свою «Историю государства Российского», Иван Крылов – басни, Николай Гнедич – перевод «Иллиады» Гомера. 9 мая проводился прием для офицеров Кирасирского полка и накрывался стол на 200 персон.
Сотрудники музея-заповедника постарались воспроизвести домашнюю атмосферу Арсенального зала. Реставрация проведена на последнюю четверть XIX века. Палевый цвет стен соответствует тому, что был после того, как в середине XIX века декор зала был переделан по проекту Романа Кузьмина.
Акварель Эдуарда Гау (1872) зафиксировала это состояние. И на это время велся подбор экспонатов. Фотографии Михаила Величко, сделанные в 1930-е годы во время музейной инвентаризации, тоже полезны. Но как пояснила Анна Хорошилова, хранитель Арсенального каре, в предвоенное время в Гатчинском дворце уже жили разные организации, и музею пришлось уплотняться, поэтому на фото видно гораздо больше предметов, чем было исторически. Сейчас их около 400. По названной иконографии воссозданы катальная горка и качели-лодка.
Подбор предметов стал главной фишкой Арсенального зала. Из того, что было в нем до 1941 года, на свои места вернулись всего несколько предметов. Три картины Адольфа Шарлеманя, посвящённые Итальянскому и Швейцарскому походам Русской Армии под командованием Александра Суворова. Они созданы в 1855-1859 годах. Бронзовая скульптура «Лисинский медведь» Николая Либериха, последняя передана на временное хранение от ГМЗ «Царское Село» (подробности здесь). ГМЗ «Павловск» предоставил чучела: головы лося и зубра.
Одна люстра, по ней воссоздали еще четыре утраченных. По одной бра – все остальные копии. У воссозданного камина свое место занял подлинный ящик для дров.
Из фондов самого ГМЗ «Гатчина» выставлены чучело медведя, предметы из Гербового и Охотничьего сервизов, до 1941 года они находились в других залах. Коллеги поделись (пока на время) тем, что им досталось из Гатчины после войны. ГМЗ «Царское Село» – еще две скульптуры – «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками». Эрмитаж и ГМЗ «Петергоф» дали право на копирование и показ акварелей Михая Зичи. Зоологический музей отдал оленьи рога. Они попали туда после национализации большевиками дворянских усадеб и подходят по времени.
Так получился праздник музейной солидарности. Остальное сотрудники «Гатчины» дополнили из фондов и приобрели аналоги. Но работа в Арсенальном зале не завершена. Нужно повесить малиновые шторы на окна и сделать декор для домашнего театра. Пока денег на эти работы нет.
Вадим Шувалов