В России принят новый ГОСТ для автомобильных номеров: теперь обладатель японской или американской иномарки сможет официально получить на свой автомобиль номер, где буквы и цифры расположены в две строки, – и установить его на штатное крепление. Правда, в Петербурге это мало кому пригодится, потому что ввоз нестандартных машин упал до минимума.
Основная причина разрешения квадратных номеров – не забота об автомобилистах, а камеры-радары, которые не могли считывать загнутые, что давало обладателям нестандартных машин возможности ухода от штрафов. В компании «Буборг», занимающейся изготовлением государственных регистрационных знаков, нам заявили, что выпуск квадратных номеров начнется не раньше января. «Город 812» пытался выяснить, будут ли ставить новые знаки владельцы американских машин, но никого не нашел. Специалист по рынку вторичных авто Вадим Вересов назвал новый ГОСТ «лекарством, которое принесли давно умершему больному».
– До 2008 года акцизная таможня оформляла по двести ввезенных иномарок в сутки, а теперь – 45 в месяц. Почти невозможно ввезти в Россию эксклюзивную машину, которая ни разу не ввозилась: какой бы она ни была дорогой и современной, у нее не будет российского сертификата безопасности транспортного средства. Если модель хотя бы раз была представлена на российском рынке, значит, сертификат будет, ей останется только установить модель «Эра-ГЛОНАСС» – и можно регистрировать. Именно из-за отсутствия сертификата в Россию не везут Toyota Avalon, уже нет современных больших Chevrolet, крупных полугрузовых Ford, из Cadillac остался только Escalade, ряд Peugeot сократился в несколько раз – да, собственно, про любую марку это можно сказать. Кто хочет эксклюзив, вынужден сейчас идти долгим и кривым путем, проводить за свой счет экспертизы – мало кому это по плечу.
– Год назад мы думали, что дорогу на российский рынок закроет «Эра-ГЛОНАСС», которая не установлена на машинах, сделанных не в России.
– С «Эрой» все улажено, модуль ставится «всего» за 70–90 тысяч рублей. Порядок сейчас такой: сначала сертификат безопасности, потом модуль ГЛОНАСС, потом выдают ПТС – и можно ставить на учет. Я за этот год внимательно изучил работу модуля, убедился, что диспетчерские в регионах по-прежнему не созданы, так что для меня он – пустая, но обязательная трата денег. Заставить систему эффективно работать можно было лишь в том случае, если б у нас Шойгу оставался главой МЧС: для него нашлись бы и люди, и средства.
– Говорят, эти квадратные номера в две строчки придумали сейчас только из-за камер слежения?
– Придумали-то их лет десять назад. Просто внедрять не спешили. У нас по правилам задний номер должен быть обязательно подсвечен, а если он болтается где-то под бампером, то его не видно. По этой причине американские машины и раньше трудно было поставить на учет: вся надежда была на не слишком принципиального инспектора. Далее возникали трудности с техосмотром. Может быть, в январе владельцы американок бросятся заказывать себе современные номера и наконец перестанут нарушать правила – но их сейчас единицы. Американские машины перестали ввозить в 2014 году. Как и другие подержанные иномарки – они просто показались для нас дорогими. Американский автомобиль уже через три года владения начинает всеми фибрами души вопить, что его пора менять. Вся американская техника такая. Нет антикоррозийной обработки, никаких признаков цинкования, покрашен на «отвали». Если в 2013 году к нам ввезли семилетнюю «американку», сегодня она уже превратилась в труху.
– Что делают те, кто хочет получить эксклюзивное авто?
– А зачем? Все мои клиенты, любители нестандартных машин, сейчас пребывают если не в плачевном, то в ухудшившемся финансовом положении. Пропал эксклюзивный покупатель. У России есть ресурсы, чтобы купить всего Илона Маска, но в России не будет покупателей на продукцию его концерна. А без спроса нет и бизнеса.
Нина Астафьева